программы (далее – ООП) соответствующего уровня общего образования, входящая в ее содержательный раздел. 1.5. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника. 1.6. Рабочая программа - документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям основной образовательной программы соответствующего уровня (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) и возможностям конкретного учебного предмета, курса учебного плана/ плана внеурочной деятельности в достижении этих целей. Исключительное право на нее принадлежит работодателю. 2. Структура рабочей программы 2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО, локальных нормативных актов МБОУ Березовская СОШ. 2.2. Обязательные компоненты рабочей программы: - пояснительная записка - содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; - планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; - тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. 2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности, кроме перечисленного в пункте 2.2 настоящего Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий. 2.4. Раздел «Пояснительная записка» включает: - перечень нормативных правовых актов, регламентирующих разработку рабочей программы учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности); - цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности); - место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности) в учебном плане школы; -УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для педагога; - УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для обучающихся. 2.5. Раздел «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности) включает: - краткую характеристику содержания учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности) по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГ’ОС НОО и ФГОС ООО; - метапредметные связи учебного предмета, курса; - ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально). 2.6. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)» конкретизирует соответствующий раздел Пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего образования исходя из требований ФГОС НОО и ФГОС ООО. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения обучающимися. В разделе кратко фиксируются: требования к личностным, метапредметным и предметным результатам; виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата; организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся (возможно приложение тематики проектов); система оценки достижения планируемых результатов (возможно приложение оценочных материалов). 2.7. Раздел «Тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из следующих граф: наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися; количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы; информация об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы. 2.8. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов можно использовать мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов. 2.9. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календарнотематического планирования учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности) на учебный год. Раздел «Календарно-тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из колонок: - номер урока по порядку; - номер урока в разделе/теме; - наименование темы урока; - дата проведения урока по плану; - дата проведения урока фактически; - Задания по ФГ (функциональной грамотности). 2.9. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо одним или несколькими способами из предложенных ниже (по выбору педагога). Для этого необходимо внести в разделы рабочей программы информацию о том, как учитель планирует использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах. Примеры таких способов: указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей программе (добавить абзац); оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программы воспитания»; оформить аналитическую справку о том, как учли в рабочей программе рабочую программу воспитания, в виде приложения к рабочей программе предмета, курса, модуля; указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком; отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в отдельной колонке таблицы тематического планирования (добавить графу и указать в ней воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной деятельности или описать воспитательный потенциал раздела или темы). 3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы 3.1. Рабочая программа разрабатывается педагогическим работником в соответствии с его компетенцией. 3.2. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа: рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год; рабочая программа разрабатывается на период реализации ООП; рабочая программа разрабатывается на срок освоения дисциплины (предмета, модуля, курса) учебного плана или курса внеурочной деятельности. 3.3. Рабочая программа может быть разработана на основе: - примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; - примерной программы, входящей в учебно-методический комплект; - авторской программы; - учебной и методической литературы; - другого материала. 3.4. Педагогический работник обязан представить рабочую программу на заседании методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения/неодобрения рабочей программы. 3.5. Рабочая программа утверждается в составе содержательного раздела ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора школы. 4. Оформление и хранение рабочей программы 4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и (или) печатном варианте. 4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1–3 см. Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы формата А4. Таблицы встраиваются в текст, если иное не предусматривается автором рабочей программы. Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы. Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется. 4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию. 4.4. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в МБОУ Березовская СОШ в течение всего периода ее реализации в месте, установленном директором школы. 4.5. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта школы. В аннотации указываются: название рабочей программы; краткую характеристику программы; срок, на который разработана рабочая программа; список приложений к рабочей программе. 5. Порядок внесения изменений в рабочую программу 5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки содержания рабочих программ. 5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования. приложение 1 Фрагменты рабочих программ, в которых учитывается программа воспитания 1. Учет воспитательного потенциала уроков в пояснительной записке к рабочей программе по учебному предмету «История» Целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Учебный предмет «История» предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9-х классах. Изучение предмета как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. Воспитательный потенциал предмета «История» реализуется через: - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней; - демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -…и т.д…………………. приложение 2 Учет рабочей программы воспитания в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» в описании разделов или тем Содержание учебного предмета «Русский язык» Наименование Предметное содержание Форма реализации раздела Язык. Речь. Речевая деятельность Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Коммуникативная задача научного стиля. Жанры научного стиля и устной научной речи (словарная статья, научное сообщение, научное сообщение с презентацией, отзыв, выступление, тезисы, дискуссия, реферат, статья, рецензия). Научно-популярный текст. Язык и этикет учебно-научной дискуссии. Сочинение на лингвистическую тему на основе микроисследования. Основные жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, статья, интервью, очерк). Сочинение в жанре заметки. Сочинение в жанре эссе. Сочинение – трактовка понятия. Коммуникативная задача в жанрах официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля (заявление, объявление, расписка, объяснительная записка, автобиография, характеристика). Художественный стиль. Язык художественной литературы. Сочинение на основе интерпретации художественного текста. Сочинение на лингвистическую тему на основе анализа текста Роль языка в жизни человека и общества. Происхождение и развитие русского языка. Функции языка. Язык как средство коммуникации. Язык как средство и способ хранения информации. Язык как средство воздействия на людей воспитательного потенциала Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей раздела через подбор соответствующих упражнений. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей раздела через подбор соответствующих упражнений Русский язык – язык русской Применение на уроках художественной литературы. Языковые интерактивных форм работы с особенности художественного текста. обучающимися: дидактического Основные изобразительнотеатра, где полученные на уроке выразительные средства русского языка знания обыгрываются в и речи, их использование в речи театральных постановках. (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, Включение в урок игровых олицетворение и др.) процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока приложение 3 Учет воспитательного компонента в тематическом планировании ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «АЛГЕБРА» 7-Й КЛАСС № п/п Тема/раздел Количество часов, отводимых на освоение темы Повторение изученного в 6- м классе Электронные учебнометодические материалы 1 Повторение изученного в 6- м классе. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Числовые выражения 1 Электронные учебник и задачник 2 Способы решения числовых выражений 1 3 Повторение. Понятие уравнения и корня уравнения. Решение уравнений 1 Форма реализации воспитательного потенциала темы Использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих задач для решения Электронные Включение в урок игровых учебник и процедур для поддержания задачник мотивации обучающихся к получению знаний Электронные Применение на уроке учебник и интерактивных форм задачник. работы с обучающимися: Интерактивный интеллектуальных игр, урок РЭШ стимулирующих 4 Алгоритмы действий над рациональными уравнениями 1 Упражнения в РЭШ познавательную мотивацию обучающихся Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися