Учебный план группы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕРЁЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
(МБОУ Берёзовская СОШ)
636934, Томская область Первомайский район
д. Берёзовка, ул. Центральная, 2
Тел./факс 8-38-245-37-1-30
ИНН 7012003665
bsh2008@mail.ru

МБОУ Берёзовская средняя общеобразовательная школа Первомайского района
Пояснительная записка к учебному плану дошкольного образования
(2023-2024 уч.г.)
План организации непосредственно образовательной деятельности по реализации Примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» муниципального
бюджетного образовательного учреждения составлен в соответствие с нормативными документами,
регламентирующими деятельность дошкольных образовательных учреждений:
-Конституция РФ;
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ (п.6
ст.32) (редакция от 02.06.2016 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07. 2016 г);
-приказ Минобрнауки России от 09.03. 2004 № 1312 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008
№241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02. 2012 № 74);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.13 No 1014 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам, образовательным программам дошкольного образования;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.14 No 293 «О утверждении Порядка приёма
на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
- Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки РФ от
28.02. 2014 г. № 08-249
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ Березовская СОШ;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
- Устав МБОУ Берёзовская СОШ
Учебный план на 2022-2023 уч. год является нормативным документом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение занятий,
неотъемлемой частью образовательной программы дошкольного образования.
Образовательное
учреждение самостоятельно в разработке и утверждении своего учебного плана (п.6 ст.32 Закона «Об
образовании в РФ»).
Учебный план входит в организационный раздел образовательной программы дошкольного
образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС дошкольного образования, определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, формы оценивания качества образовательной деятельности дошкольников.
Учебный план МБОУ Берёзовская СОШ Первомайского района призван обеспечить реализацию целей
и задач образования, которые определены действующим Законом РФ «Об образовании в Российской
Федерации», направлен на осуществление региональной образовательной политики, способствующей
формированию и сохранению единого образовательного пространства, и на реализацию национальнорегионального компонента государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование
является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим
образованием.
Общая характеристика учебного плана.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их
индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Образовательная деятельность дошкольников осуществляется в группах дошкольного образования,

укомплектованных в соответствии с возрастными нормами (младшая 3-5 лет и старшая 5-6 лет) и имеет
особую специфику.
Группы кратковременного пребывания функционируют на базе МБОУ Берёзовская СОШ. Группы
посещают дети из д. Берёзовка и д. Малиновка, расположенной в 5 км от Берёзовки.
Учебный план групп кратковременного пребывания разработан в соответствии с основной
образовательной программой дошкольного образования МБОУ Березовская СОШ на основе содержания
примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
•принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•принцип научной обоснованности и практической применимости;
•принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
•принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки,
которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
•принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
•комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
•решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
•построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей
дошкольников, используя разные формы работы.
Реализуемая общеобразовательная программа
Для организации обучения детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания МБОУ
Березовская СОШ реализует основную общеобразовательную программу дошкольного общего
образования.
Особенности реализации учебного плана
Дошкольное обучение является подготовкой детей к обучению в школе, которые не посещают
дошкольные учреждения.
Эта позиция определяет две важнейшие цели:
социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников,
выравнивание образовательных условий для успешного перехода к школьному обучению;
педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его
готовности к систематическому обучению.
Задачи работы с детьми:
 Организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе ДО с учетом их потребностей и
возможностей.
 Охранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.
 Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к школе, своевременному и
полноценному психическому развитию детей.
Задача родителей и учителей, осуществляющих подготовку дошкольников к обучению, осуществлять все
меры по всестороннему физическому, психическому и умственному развитию детей.
Учебный план ориентирован на детей в возрасте от трех до семи лет и реализуется на государственном
языке Российской Федерации.
Место занятий в учебном плане
Согласно годовому календарному графику ОУ: начало учебного года - 1.09.23г. Окончание - 20.05.24 г.
УП рассчитан на работу дошкольных групп кратковременного содержания в режиме 5-дневной учебной
недели. Дошкольное общее образование осуществляется для детей 2 возрастных групп: 1 гр.разновозрастная 3-5 лет, 2 гр.- подготовительная 5- 7 лет.
Продолжительность учебного года - 34 недели. Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 5 лет не более 20-25
мин, от 6 до 7 лет – не более 25-30 минут, максимально допустимый объём образовательной нагрузки в
первой половине дня для детей данного возраста 1,5 часа. В середине времени, отведённого на
непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки, которые являются

обязательным элементом проведения каждого занятия и позволяет отдохнуть, снять мышечное и
умственное напряжение. Перерывы между занятиями 10 минут.
Максимальный объем нагрузки детей во время образовательной деятельности соответствует
требованиям государственного образовательного стандарта.
В сетке учебного плана выдерживаются санитарно – гигиенические нормы (СанПиН 2.4.1.3049 – 13)
согласно Постановлению от 29 мая 2013 г. № 28564 Министерства здравоохранения РФ).
 В средней группе (от 3 до 5 лет) – 10 занятий в неделю по 20 минут, с 10 минутными перерывами
между ними. Чередуются: развитие речи и художественная литература, познавательно-исследовательская
деятельность с приобщением к социокультурным ценностям и ознакомлением с миром природы, лепка и
аппликация;
 В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) - 15 занятий в неделю по 25-30 минут, с 10 минутными
перерывами между ними. Чередуются: лепка и аппликация
В дошкольном учреждении строго соблюдается (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 Пункт, 11.11)
максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не
превышает 30 и 40 минут соответственно, а в подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В
середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят
физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не
менее 10 минут.
Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности (согласно СанПиН
2.4.1.3049-13 Пункт 11.9, Пункт 11.10): для детей среднего возраста от 3 до 5 лет - не более 20 минут,
для детей от 5 до 7 лет - не более 30 минут.
Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Учебный план соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является
формирование всесторонне развитой личности ребенка. Сочетает принципы научной обоснованности и
практической применимости. Построение воспитательно-образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, обеспечивает единство воспитательных, развивающих
и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Строится с учетом
принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми общеобразовательной программы
дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности.
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется в трех направлениях:

образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов
детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной,
продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или
их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых
осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения
Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях
созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной
области не определяется.
Учебный план состоит из базовой (инвариантной). Инвариантная часть обеспечивает выполнение
обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Учебный план предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях:
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 физическое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 социально-коммуникативное развитие.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут
-для детей от 4 до 5 лет –не более 20 минут

- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут
Для детей от 6 до 7 лет- не более 30 минут
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей
развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение
следующих задач:
- развитие любознательности, познавательно-исследовательской мотивации и конструктивной
деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (предметное и социальное
окружение, ознакомление с природой).
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение
следующих задач:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных
формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи и включает следующие разделы: «Развитие
речи», содержание которого направлено на:
- пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
- развитие артикуляционного аппарата детей;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха; - совершенствование интонационной выразительности речи; формирование различных видов связной речи, совершенствование диалогической и монологической
форм речи;
- коррекцию различных нарушений речи детей.
«Подготовка к обучению грамоте», содержание которого направлено на:
- развитие фонематического слуха, совершенствования владения грамматическим строем языка;
- обучение детей в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их
последовательности;
- совершенствование звуко-буквенного анализа;
- формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части,
составлять слова из слогов (устно).
Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и
потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирования целостной картины мира,
- развития литературной речи,
- приобщения к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и
эстетического вкуса и включает раздел «Художественная литература», содержание которого направлено
на:
- ознакомление детей с детскими писателями и поэтами;
- расширение знаний детей о различных произведениях художественной литературы;
- формирование представлений о различных литературных жанрах и жанрах фольклора;
- воспитание интереса к литературному творчеству, любви к книге.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей
формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой,
гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на
достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития
музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих
задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на
достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в
систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в
двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с
одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных
задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним
приемом детей, прогулкой, организацией питания и др.).
В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом
процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и
задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество
регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения. Учебный план реализуется в ходе
непосредственно образовательной деятельности.
Образовательная деятельность (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 Пункт 11.13), требующая повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня.
Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия и т.п.
Организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла
занимает не менее 50% общего времени, отведенного на организованную образовательную
деятельность.
При построении воспитательно-образовательного процесса учитывается принцип интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой образовательных областей.
В весенне- летний период жизнь детей максимально выносится на свежий воздух. В форме
организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области «Физическое
развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Проводятся спортивные и подвижные игры,
праздники, развлечения, экскурсии, тематические дни. Время прогулки в весенне-летний период
увеличивается.
Режим работы групп кратковременного пребывания:
1.Период занятий в группе – с 1 сентября по 20 мая.
2.Пятидневная рабочая неделя.
3.Пребываниедетей в группе с 08.45 -12.00.
4.Длительность работы –3 часа 15 мин. в день (15,75 часов в неделю).
5.В течение дня предусмотрено 2 интегрированных занятия: - продолжительность 1-го занятия –25 мин;
-продолжительность 2-го занятия –30 мин;
6.Игровой час - каждый день.
7.Перерывы между занятиями не менее 10 минут.
8.Питание.
РЕЖИМ ДНЯ разновозрастной средней группы (от 3 до 5 лет)
8.45-9.00- встреча детей
9.00-9.10- утренняя гимнастика
9.10-9.30- организованная образовательная деятельность
9.30-9.50- самостоятельная игровая деятельность
9.50- 10.00- подготовка к прогулке
10.00-10.30- прогулка

10.30-10.50- организованная образовательная деятельность
10.50-11.10- самостоятельная игровая деятельность
11.10-11.40- обед
11.40-12.00- самостоятельная игровая деятельность
12.00- уход детей домой
Учебный план
дошкольное образование
(подготовка детей к школе, 3-5 года)
2023 – 2024 учебный год
Образовательная область
Познавательное развитие

Речевое развитие

Социальнокоммуникативное развитие
Художественноэстетическое развитие

Физическое развитие

Компоненты
Формирование элементарных
математических представлений
Ознакомление с миром природы
Речевая и коммуникативная
деятельность
Восприятие художественной
литературы
Приобщение к социокультурным
ценностям
Изобразительная деятельность
Рисование
Музыкальная деятельность
Лепка
Аппликация
Конструирование
Физическая культура

Количество
1
0,5
1
1
0,5

1
1
1
0,5
0,5
2
10 часов в неделю

Продолжительность занятий 20 минут
РЕЖИМ ДНЯ разновозрастной подготовительной группы (от 6 до 7 лет)
8.45-9.00- встреча детей
9.00-9.10- утренняя гимнастика
9.10-9.35- организованная образовательная деятельность
9.35-9.45- самостоятельная игровая деятельность
9.45- 10.10- организованная образовательная деятельность
10.10-10.20- перемена (прогулка)
10.20-10.45- организованная образовательная деятельность
11.45-11.15- самостоятельная игровая деятельность
11.15-11.45- обед
11.45-12. 00- самостоятельная игровая деятельность
12.00- уход детей домой
Учебный план
дошкольное образование
(подготовка детей к школе, 6-7 лет)
2023 – 2024 учебный год
Образовательная область
Познавательное развитие

Компоненты
Формирование элементарных
математических представлений

Количество
2

Речевое развитие

Ознакомление с миром природы
Речевая и коммуникативная деятельность
Восприятие художественной литературы

1
3

Социально-коммуникативное
развитие

Приобщение к социокультурным
ценностям

1

Художественно-эстетическое
развитие

Изобразительная деятельность
Рисование
Музыкальная деятельность
Лепка
Аппликация
Конструирование
Физическая культура

Физическое развитие

2
1
1
1
3
15 часов в неделю

Продолжительность занятий 25-30 минут
На основе учебного плана составлено расписание непосредственно образовательной деятельности.
Расписание
организованной образовательной деятельности дошкольных групп кратковременного содержания
МБОУ Березовская СОШ на 2023-2024 уч. год
№
1

группа
средняя группа
(3-5 лет)

Понедельник
Познавательное
развитие
(9.10-9.30)
Художественноэстетическое
развитие
(изобразительная
деятельность)
(10.30-10.50)

Вторник
Познавательное
развитие
(9.10-9.30)
Физическое
развитие (10.3010.50)

Среда
Речевое
развитие
(9.10-9.30)
Художественно
-эстетическое
развитие (лепка)
(10.30-10.50)

Четверг
Художественно
-эстетическое
развитие
(аппликация
/конструирован
ие) (9.10-9.30)
Физическое
развитие
(10.30-10.50)

Пятница
Речевое
развитие
(9.10-9.30)
Художественн
оэстетическое
развитие
(музыка)
(10.30-10.50)

2

подготовительная
группа (6-7
лет)

Познавательное
развитие
(9.10-9.35)
Речевое развитие
(9.45- 10.10)
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальная
деятельность)
(10.20-10.45)

Познавательное
развитие
(9.10-9.35)
Художественноэстетическое
(конструировани
е)
(9.45-10.10)
Физическое
развитие
(10.20-10.45)

Познавательное
развитие
(9.10-9.35)
Художественно
-эстетическое
(рисование)
(9.45- 10.10)
Физическое
развитие
(10.20-10.45)

Познавательное
развитие
(9.10-9.35)
Художественно
-эстетическое
(лепка/аппликац
ия)
(9.45- 10.10)
Речевое
развитие
(10.20-10.45)

Познавательн
ое развитие
(9.10-9.35)
Художественн
оэстетическое
(рисование)
(9.45- 10.10)
Физическое
развитие
(10.20-10.45)

Учебный план дошкольных групп кратковременного содержания направлен на решение следующих
задач:
1.Создание равных возможностей для успешного обучения детей, не посещающих дошкольные
образовательные организации
2.Обеспечение преемственности в воспитании ребенка: семья -школа.
3.Формирование и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желание
учиться.
4.Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для адаптации в
школе: максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала,
осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение
общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и
здорового образа жизни и др.
Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности детей.
Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей, интересов и способностей детей,
при этом используются различные педагогические технологии, методы, формы и приемы
организации занятий с обязательным деятельностным подходом. Дифференцированный подход
позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения. Темпы продвижения по освоению
учебного материала у детей различны и зависят от их возможностей, уровня развития и возраста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».