Искусство 2023

ДЕПАРТАМЕНТ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина пр., д. 111, г. Томск, 634069
тел/факс (382 2) 512-530
E-mail: k48@edu.tomsk.gov.ru
ИНН/КПП 7021022030/701701001, ОГРН 1037000082778

/Л . № . Ж?/Ан,
на № ____________ от ______________________

Руководителям муниципальных
органов, осуществляющих
управление в сфере образования
Руководителям
подведомственных
общеобразовательных
организаций

О направлении методических рекомендаций
«Особенности реализации предметной области
«Искусство» в соответствии с обновленным
ФГОС ООО»

Уважаемые руководители!
Департамент общего образования Томской области направляет для
использования в работе методические рекомендации «Особенности
реализации предметной области «Искусство» в соответствии с обновленным
ФГОС ООО» (приложение к настоящему письму).
Приложение на 20 л. в 1 экз.

И.о.начальника Департамента

Оксана Михайловна Замятина
8 (38 22) 90 79 89
toiDkro@toiDkro.ru

Надежда Алексеевна Кубарева
8 ( 3822) 90 20 54
cafedrarpm@ vandex.ru

И.Б. Штауб

Приложение
к письму Департамента общего образования
Томской области
№____________ о т ___________________

Методические рекомендации
«Особенности реализации предметной области «Искусство» в соответствии с
обновленным ФГОС ООО»
Составитель:

Кубарева Н.А., заведующий кафедрой
развития педагогического мастерства ТОИПКРО
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя
Для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания
предметной области «Искусство» в условиях перехода на обновленные ФГОС ООО
общеобразовательным организациям Томской области рекомендуется организовать учебный
процесс в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Паспорт национального проекта «Образование», утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 № 16).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287
(в редакции от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
8. Рабочая программа основного общего образования по музыке для 5-8 классов
образовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол № 3/21 от 27.09.2021).
9. Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству
для 5-7 классов образовательных организаций (одобрена решением федерального учебно­
методического объединения по общему образованию, протокол № 3/21 от 27.09.2021).
10. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы, утверждена протоколом заседания Коллегии Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2018 №ПК-1вн.
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2019 № 635
«Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной
области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24.12.2018».

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2022 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи"».
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)"».
14. Распоряжения Департамента общего образования Томской области от 09.04.2020 №
289-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания
предметной области «Искусство» в образовательных организациях Томской области на 2020­
2024 годы».

Направления совершенствования обновленного ФГОС ООО по предмету
«Изобразительное искусство»
В обновленном ФГОС ООО определяются четкие требования к предметным
результатам по каждому учебному предмету (сформулированы требования к предметам всей
школьной программы основного общего образования, позволяющие ответить на вопросы:
что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит), которые формулируются в
деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений, а
именно, на формирование функциональной грамотности, метапредметных и личностных
навыков.
Ключевым требованием ФГОС ООО является требование вариативности содержания
основной образовательной программы. Инструментами реализации вариативности основной
образовательной программы являются вариативность построения учебного процесса,
закрепление понятий «предмет», «курс», «модуль», модульный принцип содержания и
построения учебных предметов, учебных планов, изучение предметов на углубленном
уровне, деление класса на группы для изучения предметов, курсов, модулей.
Основной целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является
освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно). Основные формы учебной
деятельности - практическая художественно-творческая деятельность, зрительское
восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В основе изучения изобразительного искусства следует выделить специальные
образовательно-художественные задачи:
- освоение законов композиции;
- осознанная работа с цветом;
- понимание конструктивных особенностей пропорции и формы предмета или объекта;
- передача объёма и пространства;
- освоение разнообразных художественных материалов, техник, инструментов в
процессе создания самостоятельной творческой работы;
- освоение опыта общения с произведениями искусства.
Современный курс предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с
обновленным ФГОС ООО построен по модульному принципу:
Инвариантные модули
(Обязательные модули, которые
осваиваются в обязательном

порядке)
Вариативный модуль

Модуль 1. «Декоративно-прикладное и народное
искусство»
Модуль 2. «Живопись, графика, скульптура»
Модуль 3. «Архитектура и дизайн»
Модуль 4. «Изображение в синтетических, экранных
видах искусства и художественная фотография»

Названные модули можно рассматривать как элементы конструктора, из которого
составляется содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» с учётом
пожеланий обучающихся и возможностей (кадровых, финансовых, материально­
технических) каждой образовательной организации. При этом модули, входящие в
инвариантный блок осваиваются в обязательном порядке, что позволит сохранить единое
смысловое поле предмета. Образовательная организация вправе самостоятельно

определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися
модулей учебного предмета «Изобразительное искусство» (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации) (п 8. раздела 45.9.2 ФГОС
ООО).
Рабочая программа по изобразительному искусству основной школы является
логическим продолжением методического сопровождения по изобразительному искусству
для 1-4 классов, что соответствует требованиям ФГОС о преемственности всех ступеней
образования, с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Каждый модуль состоит из нескольких тематических разделов, рассчитанных на
определенное количество часов учебного времени. Модульный принцип допускает
перестановку модулей и разделов, перераспределение количества учебных часов между
модулями и разделами. Рассмотрим содержательную структуру предмета «Изобразительное
искусство»:

Содержательная структура модулей предмета «Изобразительное искусство»

Инвариантные (обязательные) модули

Модуль

«Декоративно­
прикладное и
народное
искусство»
(34 часа)

«Живопись,
графика,
скульптура»
(34 часа)

Вариантный
модуль

«Архитектура и
дизайн»
(34 часа)
«Изображение в
синтетических,
экранных видах
искусства и
художественная
фотография»
(34 часа)

Содержательные разделы
-Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
-Древние корни народного искусства
-Убранство русской избы
-Народный праздничный костюм
-Народные художественные промыслы
-Декоративно-прикладное искусство в культуре разных
эпох и народов
-Декоративно-прикладное искусство в жизни современного
человека
-Общие сведения о видах искусства
-Язык изобразительного искусства и его выразительные
средства
-Жанры изобразительного искусства
-Натюрморт
-Портрет
-Пейзаж
-Бытовой жанр в изобразительном искусстве
-Исторический жанр в изобразительном искусстве
-Библейские темы в изобразительном искусстве
-Графический дизайн
-Макетирование объёмно-пространственных композиций
-Социальное значение дизайна и архитектуры как среды
жизни человека
-Образ человека и индивидуальное проектирование
-Художник и искусство театра
-Художественная фотография
-Изображение и искусство кино
-Изобразительное искусство на телевидении

Учебный материал каждого модуля разделен на тематические блоки. Каждый модуль
обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в
отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.
В основе ФГОС ООО для реализации учебного предмета «Изобразительное искусств»
в основной школе заложен системно-деятельностный подход, который в полной мере
соответствует природе предмета - самоценность самостоятельного творчества учащихся и
его практический материальный результат - рисунок. Предметные результаты, формируемые
в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным
модулям и отражают сформированность умений. Тематическое планирование по учебному
предмету «Изобразительное искусство» представлено по тематическим модулям. Основные
виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения.
Предлагаемая последовательность изучения модулей определяется психологическими
и возрастными особенностями учащихся, принципом системности обучения и опытом
педагогической работы. Однако при определённых педагогических условиях и установках

порядок изучения модулей может быть изменён, а также возможно некоторое
перераспределение учебного времени между модулями (при сохранении общего количества
учебных часов). Количество часов для изучения отдельных тем определяется в рабочей
программе1 предмета и может отличаться от указанного в рабочей программе, в рамках
одного года можно переставлять темы, можно внутри темы сортировать содержание,

варьировать количество часов.
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание
предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических
модулей. Три модуля входят в учебный план 5-7 классов программы основного общего
образования в объёме 102 учебных часов, не менее 1 учебного часа в неделю в качестве
инвариантных. Четвёртый модуль предлагается в качестве вариативного (для
соответствующих вариантов учебного плана).
Рабочей программой предусматривается возможность реализации этого курса при
выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного
плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не
увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую
художественную деятельность.

Направления совершенствования обновленного ФГОС ООО по предмету
«Музыка»
Основная цель музыкального образования в основной школе - воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и
осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых
ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно­
смысловое
обобщение,
содержательный
анализ
произведений,
моделирование
художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
На практике эти задачи решаются через восприятие в различных видах деятельности
(исполнение, слушание и т.д.) конкретных произведений музыкального искусства.
1 Согласно статьям 1,2 Федерального закона № 371-ФЗ (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в РФ») термин «примерные программы» на уровне начального общего, основного
общего и среднего общего образования исключён из Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Так как рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству для 5-7 классов
образовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол № 3/21 от 27.09.2021) является составной частью Федеральной
образовательной программы основного общего образования, которая обязательна для реализации с 1 сентября
2023 года, то и рабочая программа по изобразительному искусству является программой непосредственного
применения.

Отдельные песни, пьесы, сонаты, симфонии, музыкальные спектакли и являются для
предмета «Музыка» базовым учебным материалом.
Рабочая программа2 составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Курс построен по
модульному принципу:
-Модуль 1. «Музыка моего края».
-Модуль 2. «Народное музыкальное творчество России».
-Модуль 3. «Музыка народов мира».
-Модуль 4. «Европейская классическая музыка».
-Модуль 5. «Русская классическая музыка».
-Модуль 6. «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки».
-Модуль 7. «Современная музыка: основные жанры и направления».
-Модуль 8. «Связь музыки с другими видами искусства».
-Модуль 9. «Жанры музыкального искусства».
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной
области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения.

Содержательная преемственность программы по музыке на уровне начальной и
основной школы
Начальная школа

Основная школа

Модуль «Музыкальная грамота»
Модуль 9. «Жанры музыкального
искусства»
Модуль «Музыка в жизни человека».^
. Модуль 1. «Музыка моего края»
Модуль «Народная музыка» России
Модуль «Музыка народов мира»
Модуль «Духовная музыка»
Модуль «Классическая музыка»
Модуль «Современная музыкальная
культура»
\
Модуль «Музыка театра и кино» \

Модуль 2. «Народное музыкальное
творчество России»
—— Модуль 3. «Музыка народов мира»
Модуль 6. «Истоки и образы русской и
——
европейской духовной музыки»
Модуль 4. «Европейская классическая
—— музыка»
Модуль 5. «Русская классическая музыка»
—— Модуль 7. «Современная музыка:
основные жанры и направления»
——

Модуль 8. «Связь музыки с другими
видами искусства»
Учебный материал каждого модуля разделен на тематические блоки. Каждый модуль
обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в
отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.
Предлагаемая последовательность изучения модулей определяется психологическими и
возрастными особенностями учащихся, принципом системности обучения и опытом

2 Рабочая программа основного общего образования по музыке для 5-8 классов образовательных организаций
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №
3/21 от 27.09.2021) является составной частью Федеральной образовательной программы основного общего
образования, которая обязательна для реализации с 1 сентября 2023 года, соответственно рабочая программа
по музыке является программой непосредственного применения.

педагогической работы. Однако при определённых педагогических условиях и установках

порядок изучения модулей может быть изменён, а также возможно некоторое
перераспределение учебного времени между модулями (при сохранении общего количества
учебных часов).
Количество часов для изучения отдельных тем определяется в рабочей программе
предмета и может отличаться от указанного в примерной рабочей программе, в рамках
одного года можно переставлять темы, можно внутри темы сортировать содержание,
варьировать количество часов. Соответственно педагогу при составлении собственной
рабочей программы для одного учебного года необходимо самостоятельно корректировать
количество часов каждого из модулей и (или) разделов.
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Музыка» входит в предметную
область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе
с 5 по 8 класс включительно. При этом необходимо руководствоваться принципом
регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не
менее 1 академического часа в неделю. Общее количество - не менее 136 часов (по 34 часа в
год).
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная
организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с
организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры,
организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных
на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как
«Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание»,
«Иностранный язык» и др.
В рабочей программе по музыке календарно-тематическое планирование
представлено по модулям и годам обучения в двух вариантах. Тематическое наполнение
модулей также допускает перекомпоновку, исключение отдельных блоков, изменение по
количеству учебного времени, отводимого на изучение того или иного блока с учётом
возможностей региона, образовательной организации, возможностей дополнительного
образования и внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития
обучающихся.

Тематическое планирование. Вариант 1. Распределение тематических модулей по учебным четвертям
1-я четверть (8 часов)

2-я четверть (7 часов)

3-я четверть (10 часов)

Музыка моего края (А, Б)

5 класс
Европейская классическая музыка
Русская классическая музыка (А, Д)
(А, Б)___________________________
6 класс

Народное
музыкальное
творчество России (А, Б
или А, В или Б, В)

Русская классическая музыка (Б, В)

Европейская классическая музыка
(В, Г)

7 класс
Истоки
и
образы
русской
и Европейская
Музыка народов мира (А,
европейской духовной музыки (А, Б классическая
Б)
или А, В или Б, В)
музыка (Д)
8 класс
Жанры
Русская
Европейская
музыкального
классическая
классическая
Музыка моего края (В, Г)
искусства (Г)
музыка (Г)
музыка (Е)

4-я четверть (9 часов)
Связь музыки с другими видами
искусства (А, Б)

Жанры
(А, Б)

музыкального

искусства

Жанры
музыкального
искусства (В)

Связь музыки с другими видами
искусства (В, Г)

Русская
классическая
музыка (Е)

Современная музыка: основные
жанры и направления (А, Б)

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3-6 часов учебного времени. Для удобства вариативного
распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает
перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены
отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в начальной школе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и
внеклассных мероприятий - посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком
случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных
эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 25.3 ФГОС ООО).
Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по
предмету. Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического
планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания
образовательной организации.

Тематическое планирование. Вариант 2. Распределение тематических модулей по месяцам (концентрический принцип)
Сентябрь
(4 часа)
Музыка
моего
края (А)

Октябрь
(4 часа)
Народное
музыкальное
творчество
России (А)

Ноябрь
(3 часа)
Жанры
музыкального
искусства (А)

Декабрь
(4 часа)
Русская
классическая
музыка (А)

Музыка
моего
края (Б)

Народное
музыкальное
творчество
России (Б)

Музыка
народов мира
(А)

Европейская
классическая
музыка (Г)

Музыка
моего
края (В)

Народное
музыкальное
творчество
России (В)

Русская
классическая
музыка (В)

Истоки и
образы
русской и
европейской
духовной
музыки (В)

Январь
(3 часа)
5 класс
Музыка
народов мира
(Б)

6 класс
Истоки и
образы
русской и
европейской
духовной
музыки (Б)
7 класс
Европейская
классическая
музыка (В)

Февраль
(4 часа)

Март
(3 часа)

Апрель
(5 часов)

Май
(4 часа)

Европейская
классическая
музыка (А)

Истоки и
образы русской
и европейской
духовной
музыки (А)

Связь музыки с
другими
видами
искусства (Б)

Современная
музыка:
основные
жанры и
направления
(А)

Русская
классическая
музыка (Б)

Связь музыки с
другими
видами
искусства (А)

Жанры
музыкального
искусства (Б)

Современная
музыка:
основные
жанры и
направления
(Г)

Жанры
музыкального
искусства (В)

Связь музыки с
другими
видами
искусства (В)

Современная
музыка:
основные
жанры и
направления
(Б)

Музыка
народов мира
(В)

Связь музыки
с другими
видами
искусства (Г)

Музыка
народов мира
(Г)

Истоки и
образы русской
и европейской
духовной
музыки (Г)

Современная
музыка:
основные
жанры и
направления
(В)

8 класс
Музыка
моего
края (Г)

Народное
музыкальное
творчество
России (Г)

Жанры
музыкального
искусства (Г)

Русская
классическая
музыка (Г)

Европейская
классическая
музыка (Б)

Рабочая программа по предмету «Музыка», полностью соответствующая обновленному ФГОС ООО, содержит в себе
касающиеся содержания модулей и блоков программы.

пояснения,

Рассмотрим содержательные особенности, на которые необходимо обратить внимание при реализации образовательной программы по
музыке:_______________________________________________________________________________________________________________________________
№ блока,
кол-во
часов

Т ем ы

С одерж ание

В иды деятельн ости обуч аю щ и хся

П рим ечание

Модуль 1. «Музыка моего края»
А) 3-4
учебных
часа

Фольклор народное
творчество*

Традиционная музыка отражение жизни
народа. Жанры детского
и игрового фольклора
(игры, пляски,
хороводы и др.)

Б) 3-4
учебных
часа

Календарный
фольклор**

Календарные обряды,
традиционные для
данной местности
(осенние, зимние,
весенние - на выбор
учителя)

Знакомство
со
звучанием
фольклорных образцов в аудио- и
видеозаписи. Определение на слух:
-принадлежности к народной или
композиторской музыке;
-исполнительского
состава
(вокального,
инструментального,
смешанного);
-жанра,
основного
настроения,
характера музыки.
Разучивание и исполнение народных
песен, танцев,
инструментальных
наигрышей, фольклорных игр
Знакомство
с
символикой
календарных
обрядов,
поиск
информации
о
соответствующих
фольклорных традициях.
Разучивание и исполнение народных
песен, танцев.

*В
случае,
если
в начальной
школе
тематический материал по блокам 1 и 2 уже был
освоен на достаточном уровне, целесообразно
повторить его сокращённо и увеличить
количество учебных часов на изучение других
тематических блоков.

**При выборе данного тематического блока
рекомендуется включать его в тематическое
планирование в четверти, соответствующей
конкретному календарному сезону.

На выбор или факультативно:
Реконструкция фольклорного обряда
или его фрагмента. Участие в
народном гулянии, празднике на
улицах своего города, посёлка
Модуль 2. «Народное музыкальное творчество России»*
*Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка моего
края», устанавливая смысловые связи, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой.

Знакомство
со
звучанием **При
изучении
данного
тематического
фольклорных образцов близких и материала рекомендуется выбрать не менее
далёких
регионов
в аудиои трёх региональных традиций. Одна из которых
видеозаписи.
- музыка ближайших соседей (например, для
обучающихся
Нижегородской
области
Богатство и
Определение на слух:
разнообразие
-принадлежности к народной или чувашский или марийский фольклор, для
обучающихся Краснодарского края - музыка
фольклорных традиций
композиторской музыке;
А) 3-4
Россия - наш
народов нашей страны.
-исполнительского
состава Адыгеи и т. д.). Две другие культурные
учебных
общий дом
Музыка наших соседей, (вокального,
инструментального, традиции желательно выбрать среди более
часа
удалённых географически, а также по принципу
музыка других регионов смешанного);
контраста
мелодико-ритмических
-жанра, характера музыки.
Разучивание и исполнение народных особенностей. Для обучающихся республик
песен, танцев,
инструментальных Российской Федерации среди культурных
обязательно
должна
быть
наигрышей, фольклорных игр разных традиций
представлена русская народная музыка.
народов России
Знакомство с примерами смешения *Например, казачья лезгинка, калмыцкая
культурных традиций в пограничных гармошка и т. п.
территориях*. Выявление причинно­
Взаимное влияние
следственных
связей
такого
фольклорных традиций
смешения.
друг на друга.
Г) 3-4
Изучение творчества и вклада в
Этнографические
На рубежах
развитие культуры современных этноучебных
экспедиции и
культур
исполнителей,
исследователей
часа
фестивали.
традиционного фольклора.
Современная жизнь
На выбор или факультативно
фольклора
Участие
в
этнографической
экспедиции, посещение/ участие в
фестивале традиционной культуры
Модуль 3. «Музыка народов мира»*
*Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего
края» и «Народное музыкальное творчество России», устанавливая смысловые связи, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных
разделов программы между собой.
Музыкальный Интонации и ритмы,
Выявление характерных интонаций и **Для изучения данной темы рекомендуется
Б) 3-4
фольклор
формы и жанры
ритмов в звучании традиционной выбрать не менее 2-3 национальных культур
учебных
европейского
музыки народов Европы. Выявление из
следующего
списка:
английский,
народов
часа
фольклора. **
общего и особенного при сравнении австрийский,
немецкий,
французский,
Европы

Отражение
европейского
фольклора в творчестве
профессиональных
композиторов

В) 3-4
учебных
часа

Музыкальный
фольклор
народов Азии
и Африки

Африканская музыка стихия ритма.
Интонационно-ладовая
основа музыки стран
Азии*, уникальные
традиции, музыкальные
инструменты.
Представления о роли
музыки в жизни людей

изучаемых образцов европейского итальянский,
испанский,
польский,
фольклора и фольклора народов норвежский, венгерский фольклор. Каждая
России.
выбранная национальная культура должна быть
Разучивание и исполнение народных представлена не менее чем двумя наиболее
яркими явлениями . В том числе, но не
песен, танцев.
образцами
типичных
Двигательная,
ритмическая, исключительно
интонационная
импровизация
по инструментов, жанров, стилевых и культурных
мотивам изученных традиций народов особенностей (например, испанский фольклор кастаньеты, фламенко, болеро; польский
Европы (в том числе в форме рондо).
фольклор - мазурка, полонез; французский
фольклор - рондо, трубадуры; австрийский
фольклор - альпийский рог, тирольское пение,
лендлер и т. д.).
Выявление характерных интонаций и *Для изучения данного тематического блока
ритмов в звучании традиционной рекомендуется выбрать 1 - 2 национальные
музыки народов Африки и Азии.
традиции из следующего списка: Китай, Индия,
Выявление общего и особенного при Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция.
сравнении
изучаемых
образцов
азиатского фольклора и фольклора
народов России.
Разучивание и исполнение народных
песен, танцев.
Коллективные
ритмические
импровизации на шумовых и ударных
инструментах.

На выбор или факультативно
Исследовательские проекты по теме
«Музыка стран Азии и Африки»
Модуль 4. «Европейская классическая музыка»*
*Изучение тематических блоков данного модуля строится по принципу сопоставления значительных явлений, стилей, образов на примере
творчества крупнейших композиторов Западной Европы. Однако биографические сведения из жизни композиторов предполагаются к
использованию лишь в качестве контекста и не должны подменять собой освоение, постижение смысла самих музыкальных
произведений.
В календарном планировании данный модуль целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка народов мира», переходя от фольклора
той или иной страны к творчеству профессиональных композиторов, в котором изученная национальная традиция получила продолжение и
развитие.

Модуль 5. «Русская классическая музыка»*
*Изучение тематических блоков данного модуля целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное
музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие
круга национальных сюжетов, образов, интонаций.
Модуль 6. «Образы русской и европейской духовной музыки»*
*Изучение тематических блоков данного модуля перекликается с модулями «Европейская классическая музыка» и «Русская классическая
музыка». В календарном планировании допускается сочетание, сращивание его тематических блоков с логикой изучения творческого наследия
великих композиторов, таких как И. С. Бах, В. А. Моцарт, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др.

А) 3-4
учебных
часа

Храмовый
синтез
искусств

Музыка православного
и католического*
богослужения
(колокола, пение a
capella / пение в
сопровождении органа).
Основные жанры,
традиции. Образы
Христа, Богородицы,
Рождества, Воскресения

Повторение,
обобщение
и **Уточнение
различий
между
музыкой
систематизация
знаний
о католической и протестантской церкви зависит
христианской
культуре от уровня подготовки обучающихся (как по
западноевропейской
традиции
и музыке, так и по ОРКСЭ) и может быть
русского православия, полученных на раскрыто позднее или факультативно по
уроках музыки и ОРКСЭ в начальной усмотрению учителя. Также на усмотрение
школе. Осознание единства музыки со учителя данный перечень может быть дополнен
словом, живописью, скульптурой, образцами исламской, буддийской культуры,
архитектурой как сочетания разных иудаизма в зависимости от особенностей
проявлений единого мировоззрения, конкретного учебного заведения и религиозных
основной идеи христианства.
верований,
распространённых
в
данном
Определение сходства и различия регионе.
элементов разных видов искусства
(музыки, живописи, архитектуры),
относящихся:
-к русской православной традиции;
-западноевропейской
христианской
традиции;
-другим конфессиям (по выбору
учителя).
Исполнение вокальных произведений,
связанных с религиозной традицией,
перекликающихся с ней по тематике.

На выбор или факультативно
Посещение
музыки

концерта

духовной

Модуль 7. «Жанры музыкального искусства»*
*Изучение тематических блоков данного модуля строится по биографическому принципу. В календарном планировании его целесообразно
соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к
творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций.________________

Особенности преподавания предметной области «Искусство» в соответствии с
обновленным ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО в ходе изучения предметной области «Искусство»
предполагается
достижение
учащимися
совокупности
основных
личностных,
метапредметных и предметных результатов. Достижение результатов освоения программы
основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную
программу предметных результатов освоения модулей предметов предметной области
«Искусство» (пп. 7. п.45.9.2 ФГОС ООО).
Предметные результаты (п.45.9.1. ФГОС ООО) по учебному предмету
«Изобразительное искусство» должны обеспечивать:
1) сформированность системы знаний: в области основ изобразительной грамоты
(конструктивный рисунок; перспективное построение изображения; передача формы
предмета светом и тенью; основы цветоведения; пропорции человеческой фигуры и
головы); о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о
различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах
изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках,
скульпторах и архитекторах; о создании выразительного художественного образа и
условности языка изобразительного искусства; о декоративно-прикладном искусстве
(народное искусство и произведения современных художников декоративно-прикладного
искусства); о различных видах дизайна; о различных способах проектной графики;
2) сформированность умений: создавать выразительные декоративно-обобщенные
изображения на основе традиционных образов; владеть практическими навыками
выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе
создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке;
воспроизводить с натуры предметы окружающей реальности, используя различные
художественные материалы; создавать образы, используя все выразительные возможности
цвета; изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур с соблюдением их пропорций; строить изображения простых
предметов по правилам линейной перспективы; передавать с помощью света характер
формы и эмоциональное напряжение в композиции; воспроизводить предметы и явления
окружающей реальности по памяти и представлению (в доступной форме); выбирать и
использовать различные художественные материалы для передачи собственного
художественного замысла; создавать творческие работы в материале; выражать свои мысли
изобразительными средствами: выполнять эскизы дизайнерских разработок (эскизы
объектов малых архитектурных форм, эскизы художественного решения различных
предметов, эскизы костюмов, эскизы графических композиций, эскизы декоративных
панно); использовать информационно-коммуникационные технологии в создании
художественных проектов;
3) выполнение учебно-творческих работ с применением различных материалов и
техник.
Предметные результаты (п.45.9.2. ФГОС ООО) по учебному предмету «Музыка»
должны обеспечивать:
1) характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в
художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными
видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
2) характеристику жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки,
характерных черт и образцов творчества русских и зарубежных композиторов, видов
оркестров и инструментов;
3) умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных
композиторов;

4) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов-классиков и
современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии
произведений инструментальных и вокальных жанров;
5) умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов;
6) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и
оркестра.

Рекомендации по составлению рабочих программ по предметной области
«Искусство»
Рабочие программы по учебным предметам «Музыка» или «Изобразительное
искусство» должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения
Федеральной
образовательной
программы
основного
общего
образования
и
разрабатываться на основе требований ФГОС ООО.
Учитель музыки или ИЗО основной школы использует в образовательном процессе
рабочие программы разработанные и утвержденные федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию. Рабочая программа устанавливает, какие именно
образовательные результаты должны быть достигнуты обучающимися в определенный
учебный год.
Все рабочие программы по предметам непосредственного применения в том числе
рабочие программы по музыке или ИЗО необходимо создавать в «Конструкторе рабочих
программ», который размещен на сайте «Единое содержание общего образования»
(https://edsoo.ru/constructor/). Конструктор рабочих программ был обновлен в соответствии
с ФООП в части шаблонов учебных программ непосредственного применения.
Для создания программы в конструкторе необходимо зарегистрировать новую
учетную запись в системе (обновленная версия конструктора рабочих программ требует
новой регистрации (логины и пароли от предыдущей версии не работают). В новой версии
конструктора рабочих программ необходимо заново зарегистрироваться, следуя понятным
подсказкам системы:
1. Перейти по ссылке: https://edsoo.ru/constructor/:
2. Нажать кнопку «Конструктор рабочих программ»;
3. Нажать кнопку «Зарегистрироваться»;
4. Заполнить форму регистрации;
5. Поставить галочку в графе «Согласие на обработку персональных данных»;
6. Нажать кнопку «Зарегистрироваться» (на указанный вами адрес электронной почты
придет письмо с темой «Подтверждение регистрации на портале edsoo.ru» с адреса
noreply@edsoo.ru):
7. Перейти в почтовый ящик. Открыть письмо и перейти по ссылке для завершения
регистрации. Регистрация на сайте представляет собой заполнение информации об учителе
и образовательной организации, в которой он работает: адрес электронной почты, пароль,
ФИО, регион, район, образовательная организация, согласие на обработку персональных
данных.
В личном кабинете будут сохраняться и отображаться черновики и готовые рабочие
программы, которые учитель составит на основе конструктора рабочих программ. Каждой
рабочей программе присваивается уникальный номер (ID), который свидетельствует о том,
что программа сделана в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС и ФООП.
Для того, чтобы войти в новую версию конструктора рабочих программ, нужно
выполнить следующие действия:
1. Перейти по ссылке: https://edsoo.ru/constructor/:
2. Нажать кнопку «Конструктор рабочих программ»;
3. Нажать кнопку «Войти»;
4. Ввести свой логин и пароль, указанные при регистрации;
5. Нажать кнопку «Вход».

Начинать работу в конструкторе следует с выбора предмета и класса. Например,
«Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-8 классов основного общего
образования». На этапе заполнения титульного листа необходимо указать название
образовательной организации, выбрать варианты блока «Согласование» (по согласованию
с администрацией школы), указать учебный год, населенный пункт и год создания рабочей
программы. Для создания рабочей программы необходимо:
1. Выбрать пункт «Рабочие программы» в меню слева;
2. Нажать кнопку «Создать»;
3. Заполнить открывшуюся форму создания программы;
4. Используя оглавление рабочей программы в левой части экрана, последовательно
заполнить все разделы рабочей программы;
5. Сохранить изменения;
6. Нажать кнопку «Предпросмотр программы» для того, чтобы ознакомиться с
созданной вами программой и убедиться в корректности внесенных данных.
Разделы
рабочей
программы
«Пояснительная записка»,
«Содержание»,
«Планируемые результаты» генерируются автоматически.
Тематическое планирование представлено в виде таблицы, где сразу загружены
разделы и темы под конкретный класс, в соответствии с часами, которые указаны в рабочей
программе, с указанием резервного времени и общего количества часов. Конструктор дает
возможность менять/перемещать темы внутри раздела местами. Кроме того, нажав на
кнопку «Настройки таблицы» в виде шестерёнки, в всплывающем окне можно удалить или
добавить столбцы.
Дату изучения темы необходимо выбрать из выпадающего календаря с возможностью
выбора периода. В случае совпадения конструктор выдает подсказку для исключения
технических ошибок.
При создании программы в поурочном планировании есть возможность
редактировать темы, отведённые под резервное время: изменять название темы, количество
часов, перемещать темы относительно друг друга, удалять и добавлять столбцы.
В обновленном конструкторе рабочих программ во все рабочие программы в разделы
«Тематическое планирование» и «Поурочное планирование» уже интегрированы
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, которые педагог может использовать
при изучении конкретной темы по предмету. Учителю не требуется дополнительно искать
цифровые ресурсы соответствующие теме урока, т.к. в конструктор интегрирован Каталог
цифрового образовательного контента.
Раздел «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» включает в
себя обязательные учебные материалы для учителя и для ученика - это все учебники,
которые на данный момент включены в федеральный перечень. «Методические материалы
для учителя» и «Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет» - это поля
для свободного ввода, которые учитель заполняет самостоятельно.
Когда педагог завершил заполнение рабочей программы (заполнили все обязательные
поля и разделы программы) программу необходимо «Опубликовать» - нажмите кнопку
«Опубликовать». После этого статус данной программы изменится на «Завершена» (вы
всегда можете вернуться к редактированию такой программы).
Для опубликованной (завершенной) рабочей программы в режиме редактирования
педагогу будут доступны следующие возможности:
1. Кнопка «Снять с публикации». Педагог может снять рабочую программу с
публикации, нажав эту кнопку.
2. Кнопка «Сгенерировать docx». Обязательное действие, которое предшествует
скачиванию файла с рабочей программой в редактируемом формате.
3. Кнопка «Скачать docx». Нажмите кнопку «Скачать docx», чтобы скачать рабочую
программу в файл формате docx. Важно! Скачать можно только ранее сгенерированный
файл. Если не генерировали файл docx или вносили в рабочую программу изменения, то
необходимо сгенерировать docx, нажав кнопку (2) «Сгенерировать docx».

4.
Кнопка «Предпросмотр программы». Нажав кнопку «Предпросмотр программы»
педагог сможет посмотреть, как будет выглядеть программы в word или при печати.
Рабочая программа по предмету включая тематическое и поурочное планирование
составляется на основе конструктора рабочих программ с опорой на Инструкцию (печатная
инструкция) и Видеоинструкция по работе с Конструктором рабочих программ.
Составной частью рабочей программы по музыке или ИЗО является тематическое
планирование. В нем для каждого класса зафиксированы следующие позиции: общее
количество часов; рекомендуемое количество часов для организации повторения в начале
и в конце учебного года (резервное время); рекомендуемое количество часов для
организации и проведения итогового контроля (контрольные и проверочные работы,
практические работы, тестовые работы и другие формы контроля); тематические блоки,
темы; основное содержание; основные виды деятельности обучающихся. Наиболее важной
для учителя предметной области «Искусство» является рубрика «Основные виды
деятельности обучающихся». Именно на основе этой рубрики учитель формулирует
учебные задачи и подбирает дидактический материал для урока.

Проблемные вопросы реализации ФГОС ООО по предметной области
«Искусство»
Современное школьное образование, регулируемое Федеральным государственным
образовательным стандартом, предполагает формирование творческой, социально
адаптированной личности, способной к активной самореализации в любом виде
деятельности и обладающей всесторонним культурным развитием. Отсюда вытекает и
главная задача предметной области «Искусство» - на первый план выносится проблема
«восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей
исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и
развития художественно-образного мышления.
Особое место отводится изучению отечественного искусства. Это позволяет создать
условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и
внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); способствует достижению
социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического,
религиозного и культурного разнообразия нашего общества.
Приведем пример. Современный уровень наглядности позволяет насытить любой
урок богатым и разнообразным иллюстративным материалом. Например, изучая тему
«Вулканы», учитель географии может опираться не только на схему внутреннего строения
вулкана, но и на картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Ему совершенно не
обязательно рассуждать о колорите и композиции знаменитого полотна, это сделает его
учитель изобразительного искусства. Но он может предложить ребятам всмотреться в глаза
изображённых людей, попытаться представить себя на их месте, проникнуться их
чувствами... Благодаря подобному сопоставлению знания наполняются эмоциональным
содержанием, приобретают личностное значение, нравственный смысл. «Последний день
Помпеи» помогает связать текущий учебный материал с такими важными
воспитательными темами, как хрупкость человеческой жизни, уязвимость цивилизации
перед грозными силами природы и т.д. И очень важно, что происходит это естественно,
органично.
Составляющей частью решения проблемы художественного восприятия является
обогащение
сознания
учащихся
художественными
образами,
формирование
художественного мышления школьников, развитие их эмоционально-образного и
индивидуально-личностного мировосприятия; развитие у школьников способности
общения на языке искусства и оценивания произведений искусства. Поэтому важно
осваивать изобразительное искусство не изолированно от других видов искусства (музыки,
поэзии, театра, медиа), поскольку все они опираются на одни и те же средства
художественной выразительности и в основе каждого из них лежит художественный образ,
обладающий активным эмоциональным воздействием на зрителя, слушателя, творца.

Актуально рассмотреть возможности и перспективы интеграции предметов,
выполняющих сходные задачи, дополняющих друг друга в рамках единой образовательной
области «Искусство» (музыка и изобразительное искусство, литература и музыка,
литература и изобразительное искусство и т.д.).
Произведений, которые рисуют образы природы, людей, событий - великое
множество. Это и популярные циклы А. Вивальди и П. Чайковского «Времена года»,
«Карнавал животных» К. Сен-Санса, фортепианные пьесы Р. Шумана, С. Прокофьева,
симфонические фрагменты Н. Римского-Корсакова, Г. Свиридова и многие другие. Уже
само по себе перечисление названий музыкальных сочинений, подходящих к определённой
теме географического, биологического или другого предметного содержания, имеет
некоторую ценность
Приведем пример, учитель географии знакомит пятиклассников с гипотезами о
возникновении Земли, говорит о влиянии Космоса на нашу планету и жизнь людей на
Земле. Данный рассказ возможно дополнить «космическими» произведениями
современных композиторов, например, «Мозаика» Э. Артемьева, «Поток» А. Шнитке,
«Vivente - non vivente» («Живое - неживое») С. Губайдуллиной и др. Хорошо прозвучит в
этом контексте и органная музыка эпохи барокко, например, токкаты и фуги, хоральные
прелюдии И. С. Баха.
Идея межпредметных связей в предметной области «Искусство» работает особенно
эффективно. Рассмотрим списки музыкальных произведений, созвучных тематике уроков
изобразительного искусства:

Изобразительное искусство.
Тема, предметное содержание
Древние
корни
народного
искусства:
русская
изба,
предметы быта, костюм, обряды

Изобразительная культура
разных эпох и народов:
орнаменты, декор одежды,
предметов быта

Русская
архитектура,
деревянное
и
каменное
зодчество
Руси,
старинный
русский город
Пейзаж в живописи и графике.
Особенности
изображения
разных состояний природы и её
освещения.
Пейзаж. Осеннее настроение

Музыкальные произведения
Фольклор аутентичный или в обработке для ансамбля,
оркестра народных инструментов. М. Глинка
«Камаринская». А. Лядов «8 русских народных песен
для оркестра».
Н. Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из
симфонической сюиты «Снегурочка».
М. Балакирев симфоническая поэма «Тамара»
(фрагменты).
П.И. Чайковский из балета «Щелкунчик» арабский
танец «Кофе».
A. Глазунов «Восточная рапсодия» (фрагменты).
B. Дешевов «Экзотическая сюита».
Ф. Караев «Проповедь, мугам и молитва» для тары и
ансамбля.
Другие сочинения в соответствии с принципами
историко-географического соответствия
М. Глинка симфония на две русские темы ре минор.
М. Балакирев «Большая фантазия на русские народные
песни» для фортепиано с оркестром.
А. Глазунов «Тема с вариациями» для струнного
оркестра
Н.
Римский-Корсаков
симфоническая
картина
«Похвала пустыне» из оперы «Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии».
А. Лядов симфоническая картина «Волшебное озеро».
А. Скрябин прелюдии для фортепиано.
М. Глинка ноктюрн «Разлука» в переложении для
скрипки,
альта
(виолончели)
и
фортепиано,
неоконченная соната для альта и фортепиано.

П.И. Чайковский концерт для скрипки с оркестром (2
ч.); из фортепианного цикла «Времена года»:
«Октябрь. Осеняя песнь»
Н.
Римский-Корсаков
симфоническая
картина
«Свадебный поезд Февронии», «Вступление» из
симфонической сюиты «Снегурочка».
П.И. Чайковский симфония № 1 «Зимние грёзы» (ч. 3);
Пейзаж. Зимнее настроение
из фортепианного цикла «Времена года»: «Декабрь.
Святки»; из балета «Щелкунчик»: Увертюра, Сцена
украшения и зажигания ёлки, Марш, Вальс снежных
хлопьев, Танец феи Драже
М. Глинка - М. Балакирев «Жаворонок».
А. Бородин струнный квартет № 2 (части 1, 2, 3);
П.И. Чайковский «Воспоминание о дорогом месте»
(ор.42, ч. 3 «Мелодия»), из фортепианного цикла
«Времена года»: «Апрель. Подснежник»; из балета
Пейзаж. Весеннее настроение
«Щелкунчик»: «Королевство сладостей», «Па-де-де».
Н. Римский-Корсаков «Песни и пляски птиц» из
симфонической сюиты «Снегурочка». Д. Шостакович
Allegretto из сюиты «Светлый ручей».
Н. Римский-Корсаков струнный секстет ля мажор.
П.И. Чайковский из балета «Щелкунчик» «Вальс
Пейзаж. Летнее настроение
цветов»; из балета «Спящая красавица» вальс из 1
действия.
Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;
Н. Римский-Корсаков «Ночь на горе Триглаве» (Сцена
V. Утро) из симфонической сюиты «Млада».
Пейзаж. Утренние краски
П.И. Чайковский концерт для фортепиано с оркестром
№ 1 (2 ч.)
Морской пейзаж, художники- Н.
Римский-Корсаков
симфонические
картины
маринисты
«Садко», «Шехеразада»
М. Глинка патетическое трио для кларнета, фагота и
фортепиано.
П.И. Чайковский «Воспоминание о дорогом месте»
Русский романтический пейзаж (ор.42, ч. 1 «Размышление»); вариации на тему рококо
для виолончели с оркестром; симфония № 1 (2 ч.); из
фортепианного цикла «Времена года»: «Март.
Жаворонок», «Ноябрь. На тройке».
М. Балакирев симфоническая картина «Русь»; концерт
№ 1 для фортепиано с оркестром.
П.И. Чайковский симфония № 2 (2 ч.);
М. Мусоргский «Взятие Карса» -торжественный марш
Историческая тема в русской
для оркестра.
живописи
Н. Римский-Корсаков симфоническая картина «Сеча
при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии»; увертюра к опере «Царская
невеста»
Н. Римский-Корсаков симфоническая картина «Три
чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»; «Шествие
Портрет
царя
Берендея»
из
симфонической
сюиты
«Снегурочка».

Русская
Романтический
портрет

живопись.
женский

Парадный портрет
Русская дворянская усадьба,
архитектура русского
классицизма.

Искусство
на
современного города.

улицах

Художник и искусство театра.
Создание эскизов декораций и
костюмов.

М. Глинка Вальс-фантазия.
П.И. Чайковский серенада для струнного оркестра
(ч.2, Вальс).
П.И. Чайковский из балета «Спящая красавица»
«Марш» (из пролога).
М. Глинка Большой секстет для фортепиано и
струнного квинтета (1 ч. Allegro).
Д. Шостакович марш из сюиты «Светлый ручей»,
сюита для эстрадного оркестра.
С. Прокофьев фрагменты оркестровой сюиты № 1 из
балета «Ромео и Джульетта» («Улица просыпается»,
«Маски», «Меркуцио», «Танец с мандолинами»,
«Народное веселье продолжается»); концерт № 1 для
фортепиано с оркестром
Н. Римский-Корсаков симфонические сюиты из опер
«Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»,
«Садко».
П.И. Чайковский из балета «Щелкунчик»: китайский
танец (Чай), Полишинели.
С. Прокофьев сюита из музыки к балету «Каменный
цветок».

Музыка и изобразительное искусство расположены рядом, логически продолжают и
дополняют друг друга. Приведённый выше перечень возможных сочетаний музыкальных
произведений с тематикой занятий по изобразительному искусству является, примерным.
Каждый учителей способен найти свои решения для организации интегративных уроков.
Предложенный «готовый набор» может лишь послужить отправной точкой, облегчить
начальный этап работы по данной методике.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».