ОБЖ 2023

ДЕПАРТАМЕНТ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина пр., д. 111, г. Томск, 634069
тел/факс (382 2) 512-530
E-mail: k48@edu.tomsk.gov.ru
ИНН/КПП 7021022030/701701001, ОГРН 1037000082778

на № ____________

Руководителям муниципальных
органов, осуществляющих
управление в сфере образования
Руководителям подведомственных
общеобразовательных организаций

от ______ ______________

О направлении методических рекомендаций
«Особенности реализации учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» в
соответствии с обновленным ФГОС СОО»

Уважаемые руководители!
Департамент общего образования Томской области направляет для
использования в работе методические рекомендации «Особенности
реализации учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в
соответствии с обновленным ФГОС СОО» (приложение к настоящему
письму).
Приложение на 19 л. в 1 экз.

И.о.начальника Департамента

Оксана Михайловна Замятина
8 (38 22) 90 79 89
toiDkro@toiDkro.ru

Динара Сергеевна Васильева
8 (3822) 90 20 65
vasilevadsl787@gmail.com

Приложение
к письму Департамента общего образования
Томской области

Методические рекомендации
«Особенности реализации учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в соответствии с обновленным ФГОС СОО»
Составитель:
Васильева Д.С., старший преподаватель центра непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников ТОИПКРО
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя
Для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях перехода на
обновленные ФГОС СОО общеобразовательным организациям Томской области
рекомендуется организовать учебный процесс в соответствии со следующими
нормативными и распорядительными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Паспорт национального проекта «Образование», утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол № 16 от 24.12.2018).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 года №
115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
8. Федеральная рабочая программа среднего общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов образовательных организаций (вариант
№ 1).
9. Федеральная рабочая программа среднего общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов образовательных организаций (вариант
№ 2).
10. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.11.2022 № 03­
1889 «О направлении информации» (вместе с «Информационно-разъяснительным письмом
об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, и организации работы по его введению»).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2022 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"».
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
18.10.2013 №544н «Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».
13. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
в образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена Решением
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24.12. 2018 г.
№ ПК-1вн).
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.01.2020 года №
6 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, на 2020-2024
годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской
Федерации 24 декабря 2018 года».
15. Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 09.04.2020
№ 286-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных
организациях Томской области на 2020-2024 годы».

Направления совершенствования обновленного ФГОС СОО по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых
глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной
напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей
экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий
жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и др.) возрастает приоритет
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества
и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное
значение приобретает качественное образование подрастающего поколения, направленное
на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности,
овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности
в повседневной жизни.
Современный учебный предмет ОБЖ является открытой обучающей системой, имеет
свои дидактические компоненты и реализуется через приобретение необходимых знаний,
выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности. Научной базой учебного предмета ОБЖ является
общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на
изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и
естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса
проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать
оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а
также актуализировать для выпускников построение адекватной модели индивидуального
и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
В соответствии с обновлённым ФГОС СОО учебный предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) является обязательным предметом для изучения в 10­
11 классе и изучается только на базовом уровне. Для реализации учебного предмета «ОБЖ»
разработана и утверждена Федеральная рабочая программа среднего общего образования
по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов (далее - ФРП по ОБЖ).
Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать

угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать
обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного
типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию
условий устойчивого развития общества и государства.
В Федеральной образовательной программе среднего общего образования
представлены два варианта Федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности», которые предусматривают непосредственное
применение при реализации обязательной части основной образовательной программы
среднего общего образования. Перераспределение часов, отводимых на изучение основ
безопасности жизнедеятельности, в пользу иных учебных предметов (учебных модулей) не
рекомендуется.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне
среднего общего образования Федеральная рабочая программа предполагает внедрение
универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических
линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по
возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования
отводится 68 ч в 10-11 классах (1 час в неделю). В федеральной рабочей программе
содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено двумя вариантами
реализации содержания, состоящими из отдельных модулей (тематических линий),
обеспечивающих системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного
общего и среднего общего образования.

Таблица 1.
Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на
уровне среднего общего образования в соответствии с ФРП по ОБЖ (вариант 1)
Класс

10 класс

11 класс

Наименование модуля
Модуль «Основы комплексной безопасности»
Модуль «Основы обороны государства»
Модуль «Военно-профессиональная деятельность»
Модуль «Защита населения Российской Федерации от
опасных и чрезвычайных ситуаций»
Модуль «Безопасность в природной среде и экологическая
безопасность»
Модуль
«Основы
противодействия экстремизму
и
терроризму»
Модуль «Основы здорового образа жизни»
Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи»
Модуль «Элементы начальной военной подготовки»
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ
Модуль «Основы комплексной безопасности»
Модуль «Защита населения Российской Федерации от
опасных и чрезвычайных ситуаций»
Модуль
«Основы
противодействия
экстремизму
и терроризму»
Модуль «Основы здорового образа жизни»
Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи»
Модуль «Основы обороны государства»
Модуль «Военно-профессиональная деятельность

Кол-во
часов
5
4
6
2

Всего
часов

4
34 ч.
4
2
3
4
35
11
4

35 ч.

4
2
3
8
2

34 ч.

ФРП по ОБЖ Вариант №1 в большей степени отражает специфику содержания и
организует на практике освоение модулей начальной военной подготовки, которые уже
интегрированы в программу. Содержание модулей «Основы обороны государства»,
«Военно-профессиональная деятельность», «Элементы начальной военной подготовки»
поможет обучающимся получить представление о службе в Вооруженных Силах
Российской Федерации и подготовиться к прохождению военных сборов. Важно, что
старшеклассники получают информацию о порядке постановки на военный учет, о том, как
организуется допризывная подготовка.

Таблица 2.
Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на
уровне среднего общего образования в соответствии с ФРП по ОБЖ (вариант 2)
Наименование модуля

Кол-во
часов*

Модуль № 1. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»
Модуль № 2. «Безопасность в быту»
Модуль № 3. «Безопасность на транспорте»
Модуль № 4. «Безопасность в общественных местах»
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде»
Модуль № 6. «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Модуль № 7. «Безопасность в социуме»
Модуль № 8. «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль № 9. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль № 10. «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
ИТОГО

68 ч.

Учебные сборы

35 ч.

2
6
6
6
7
8
8
8
6
9

* Количество часов, отводимое на изучение модуля в 10-11 классах.
ФРП по ОБЖ Вариант №2 в большей степени обеспечивает формирование базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства. По результатам обучения модуля № 10
обучающиеся должны знать роль обороны страны для мирного социально-экономического
развития Российской Федерации, характеризовать роль Вооруженных Сил Российской
Федерации в обороне страны, борьбе с международным терроризмом, иметь представление
о современном облике Вооруженных Сил Российской Федерации, объяснять смысл
понятий «воинская обязанность» и «военная служба», иметь начальные знания в области
обороны, основ военной службы.
Соответственно, образовательные организации могут самостоятельно выбрать для
реализации тот или иной вариант ФРП по ОБЖ исходя из специфики организации
образовательного процесса на уровне старшей школы (например в школе в 10-11 классах
может быть создан профильный кадетский класс, или профильный класс различных
силовых ведомств, логичнее для расширения содержания образования в таких классах
выбрать для реализации ФРП по ОБЖ варианта №1) особенностей материально­
технической базы, кадрового состава.
Федеральные рабочие программы по основам безопасности жизнедеятельности на
уровне
среднего общего
образования
предусматривает
внедрение
практико­
ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью
применения тренажёрных систем и виртуальных моделей. При этом использование
цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер

и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога
и практические действия обучающихся.

Особенности преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в
соответствии с обновленным ФГОС СОО
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования
является достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и
государства, что предполагает:
- способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной
жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и
механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
- сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и
устойчивого развития личности, общества и государства;
- знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
ФГОС СОО устанавливает общие требования к результатам освоения обучающимися
программы среднего общего образования по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности», в том числе предметным результатам освоения курса основ
безопасности жизнедеятельности, включающим:
1)
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
2)
сформированность представлений о возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в
социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и
экстремальных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
3)
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание
правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о
порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
4)
знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение
применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях
природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности,
ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
5)
владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания
первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность
представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о
необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
6)
знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать
опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера;
умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;
7)
сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе
криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и
противодействовать им;

8)
знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности;
9)
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на
жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знать роль государства в
противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок действий при
угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта;
проведении контртеррористической операции;
10)
сформированность представлений о роли России в современном мире;
угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении
мира; знание основ обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей
гражданина в области гражданской обороны; знать действия при сигналах гражданской
обороны;
11)
знание основ государственной политики в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных
принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
12)
знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность
представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности.
Требования к предметным результатам освоения обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
определяются с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья,
особых образовательных потребностей.
В рабочей программе среднего общего образования по основам безопасности
жизнедеятельности для 10 - 11 классов образовательных организаций конкретизированы и
систематизированы планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» на основе среднего общего образования, в том числе по
годам обучения в отношении предметных результатов обучения.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно­
нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами
поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться,
прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские
достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного
поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите
Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и
уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации
и к жизни в целом.
Гражданское воспитание:
1)
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и
способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
2)
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и
ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью
жизнедеятельности;

3)
сформированность
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности,
общества и государства;
4)
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма
и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
5)
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения;
6)
готовность к участию в деятельности государственных социальных
организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной
безопасности личности, общества и государства.
Патриотическое воспитание:
1)
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к
своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости
за свою Родину и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
2)
ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям
Вооружённых сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения
безопасности жизни и здоровья людей;
3)
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная
убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
1)
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
2)
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и
ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества
и государства;
3)
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно
действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения
опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
4)
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье,
культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
1)
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
2)
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и
безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
1)
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих;
2)
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости;
3)
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
4)
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
1)
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для
развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
2)
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований
безопасности в процессе трудовой деятельности;
3)
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая
военно-профессиональную деятельность;

4)
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.
Экологическое воспитание:
1)
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально­
экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и
государства;
2)
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
3)
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
4)
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
1)
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню
развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в
технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний,
современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
2)
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание
его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;
3)
способность применять научные знания для реализации принципов
безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно
действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
Метапредметные результаты , формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЖ, должны отражать овладение универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические
действия:
1)
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности
личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне
анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
2)
устанавливать существенный признак или основания для обобщения,
сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности,
выявлять их закономерности и противоречия;
3)
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной)
ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных
критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
4)
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, анализировать их различные состояния для решения
познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
5)
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи;
6)
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
1)
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в
области безопасности жизнедеятельности;
2)
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при
разработке и защите проектных работ;
3)
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые
идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом
установленных (обоснованных) критериев;

4)
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в
повседневной жизни;
5)
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
6)
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях;
7)
использовать знания других предметных областей для решения учебных
задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и
навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
1)
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа
различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий
информационной безопасности личности;
2)
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их
представления;
3)
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
4)
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите
от опасностей цифровой среды;
5)
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и
гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями. Общение:
1)
осуществлять
в
ходе
образовательной
деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
2)
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать
значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
3)
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения;
безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
4)
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
1)
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы в конкретной учебной ситуации;
2)
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих
интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план,
распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и
результат совместной работы, договариваться о результатах);
3)
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат
по совместно разработанным критериям;
4)
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости;
проявлять творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями. Самоорганизация:
1)
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
2)
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный
способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
3)
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своё решение;
4)
оценивать приобретённый опыт;

5)
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе
личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других
предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
1)
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать
соответствие результатов целям;
2)
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной
ситуации, выбора оптимального решения.
Принятие себя и других:
1)
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности
контроля всего вокруг;
2)
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового
безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности,
общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих
проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни.
Достижение результатов освоения программы ОБЖ обеспечивается посредством
включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей ОБЖ, а
также детальным раскрытием предметных результатов обучения для каждого выделенного
модуля (тематической линии) учебного предмета ОБЖ, изложенными в Федеральной
образовательной программе среднего общего образования.

Рекомендации по составлению рабочих программ по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности»
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения
федеральной образовательной программы среднего общего образования и разрабатываться
на основе требований ФГОС СОО.
Учитель ОБЖ старшей школы использует в образовательном процессе Федеральную
рабочую программу среднего общего образования по ОБЖ для 10-11 классов
образовательных организаций. ФРП СОО по ОБЖ подлежит непосредственному
применению с 1 сентября 2023 года, устанавливает, какие именно образовательные
результаты должны быть достигнуты обучающимися в определенный учебный год.
Все рабочие программы по предметам непосредственного применения в том числе
рабочую программу по ОБЖ необходимо создавать в «Конструкторе рабочих программ»,
который
размещен
на
сайте
«Единое
содержание
общего
образования»
(https://edsoo.ru/constructor/). Конструктор рабочих программ был обновлен в соответствии
с ФООП в части шаблонов учебных программ непосредственного применения, в том числе
по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Для создания программы в конструкторе необходимо зарегистрировать новую
учетную запись в системе (обновленная версия конструктора рабочих программ требует
новой регистрации (логины и пароли от предыдущей версии не работают). В новой версии
конструктора рабочих программ необходимо заново зарегистрироваться, следуя понятным
подсказкам системы:
1. Перейти по ссылке: https://edsoo.ru/constructor/;
2. Нажать кнопку «Конструктор рабочих программ»;
3. Нажать кнопку «Зарегистрироваться»;
4. Заполнить форму регистрации;
5. Поставить галочку в графе «Согласие на обработку персональных данных»;

6. Нажать кнопку «Зарегистрироваться» (на указанный вами адрес электронной почты
придет письмо с темой «Подтверждение регистрации на портале edsoo.ru» с адреса
noreply@edsoo.ru);
7. Перейти в почтовый ящик. Открыть письмо и перейти по ссылке для завершения
регистрации. Регистрация на сайте представляет собой заполнение информации об учителе
и образовательной организации, в которой он работает: адрес электронной почты, пароль,
ФИО, регион, район, образовательная организация, согласие на обработку персональных
данных.
В личном кабинете будут сохраняться и отображаться черновики и готовые рабочие
программы, которые учитель составит на основе конструктора рабочих программ. Каждой
рабочей программе присваивается уникальный номер (ID), который свидетельствует о том,
что программа сделана в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС и ФООП.
Для того, чтобы войти в новую версию конструктора рабочих программ, нужно
выполнить следующие действия:
1. Перейти по ссылке: https://edsoo.ru/constructor/;
2. Нажать кнопку «Конструктор рабочих программ»;
3. Нажать кнопку «Войти»;
4. Ввести свой логин и пароль, указанные при регистрации;
5. Нажать кнопку «Вход».
Начинать работу в конструкторе следует с выбора предмета и класса. Например,
«Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для
10-11 классов среднего общего образования» (вариант №1). На этапе заполнения
титульного листа необходимо указать название образовательной организации, выбрать
варианты блока «Согласование» (по согласованию с администрацией школы), указать
учебный год, населенный пункт и год создания рабочей программы. Для создания рабочей
программы необходимо:
1. Выбрать пункт «Рабочие программы» в меню слева;
2. Нажать кнопку «Создать»;
3. Заполнить открывшуюся форму создания программы;
4. Используя оглавление рабочей программы в левой части экрана, последовательно
заполнить все разделы рабочей программы;
5. Сохранить изменения;
6. Нажать кнопку «Предпросмотр программы» для того, чтобы ознакомиться с
созданной вами программой и убедиться в корректности внесенных данных.
Разделы
рабочей
программы
«Пояснительная записка»,
«Содержание»,
«Планируемые результаты» генерируются автоматически.
Тематическое планирование представлено в виде таблицы, где сразу загружены
разделы и темы под конкретный класс, в соответствии с часами, которые указаны в рабочей
программе, с указанием резервного времени и общего количества часов. Конструктор дает
возможность менять/перемещать темы внутри раздела местами. Кроме того, нажав на
кнопку «Настройки таблицы» в виде шестерёнки, в всплывающем окне можно удалить или
добавить столбцы.
Дату изучения темы необходимо выбрать из выпадающего календаря с возможностью
выбора периода. В случае совпадения конструктор выдает подсказку для исключения
технических ошибок.
При создании программы в поурочном планировании есть возможность
редактировать темы, отведённые под резервное время: изменять название темы, количество
часов, перемещать темы относительно друг друга, удалять и добавлять столбцы.
В обновленном конструкторе рабочих программ во все рабочие программы в разделы
«Тематическое планирование» и «Поурочное планирование» уже интегрированы
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, которые педагог может использовать
при изучении конкретной темы по предмету. Учителю не требуется дополнительно искать
цифровые ресурсы соответствующие теме урока, т.к. в конструктор интегрирован Каталог
цифрового образовательного контента.

Раздел «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» включает в
себя обязательные учебные материалы для учителя и для ученика - это все учебники,
которые на данный момент включены в федеральный перечень. «Методические материалы
для учителя» и «Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет» - это поля
для свободного ввода, которые учитель заполняет самостоятельно.
Когда педагог завершил заполнение рабочей программы (заполнили все обязательные
поля и разделы программы) программу необходимо «Опубликовать» - нажмите кнопку
«Опубликовать». После этого статус данной программы изменится на «Завершена» (вы
всегда можете вернуться к редактированию такой программы).
Для опубликованной (завершенной) рабочей программы в режиме редактирования
педагогу будут доступны следующие возможности:
1. Кнопка «Снять с публикации». Педагог может снять рабочую программу с
публикации, нажав эту кнопку.
2. Кнопка «Сгенерировать docx». Обязательное действие, которое предшествует
скачиванию файла с рабочей программой в редактируемом формате.
3. Кнопка «Скачать docx». Нажмите кнопку «Скачать docx», чтобы скачать рабочую
программу в файл формате docx. Важно! Скачать можно только ранее сгенерированный
файл. Если не генерировали файл docx или вносили в рабочую программу изменения, то
необходимо сгенерировать docx, нажав кнопку (2) «Сгенерировать docx».
4. Кнопка «Предпросмотр программы». Нажав кнопку «Предпросмотр программы»
педагог сможет посмотреть, как будет выглядеть программы в word или при печати.
Рабочая программа по предмету включая тематическое и поурочное планирование
составляется на основе конструктора рабочих программ с опорой на Инструкцию (печатная
инструкция) и Видеоинструкция по работе с Конструктором рабочих программ.
Составной частью рабочей программы по ОБЖ является тематическое планирование.
В нем для каждого класса зафиксированы следующие позиции: общее количество часов;
рекомендуемое количество часов для организации повторения в начале и в конце учебного
года; рекомендуемое количество часов для организации и проведения итогового контроля
(контрольные и проверочные работы, практические работы, тестовые работы и другие
формы контроля); тематические блоки, темы; основное содержание; основные виды
деятельности обучающихся. Наиболее важной для учителя ОБЖ является рубрика
«Основные виды деятельности обучающихся». Именно на основе этой рубрики учитель
формулирует учебные задачи и подбирает дидактический материал для урока.

Проблемные вопросы реализации ФГОС СОО по предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Помимо изучения учебного предмета ОБЖ в образовательной организации в 10
классах организуются учебные военные сборы. Организация обучения граждан начальным
знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
организациях определяется Инструкцией об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной
службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,
образовательных
учреждениях
начального
профессионального
и
среднего
профессионального образования и учебных пунктах1 (далее - Инструкция). На учебные
сборы отводится 5 дней объёмом 35 учебных часов.
Согласно Инструкции для юношей 10 класса обучение начальным знаниям в области
обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в обязательном
порядке, а девушки в 5-ти дневных военных сборах принимают участие в добровольном
порядке (по желанию).
1 Приказ Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. №
96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в
области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного)
общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального
образования и учебных пунктах» (зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2010 г. № 16866).

В целях реализации требований Инструкции могут быть реализованы программы
курсов внеурочной деятельности:
- рабочая программа курса внеурочной деятельности «Начальная военная
подготовка» (учебные сборы по основам военной службы);
- рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первая помощь, основы
преподавания первой помощи, основы ухода за больными».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка»
предназначена для юношей (для девушек по выбору) и предусматривает изучение военного
дела в объеме подготовки военнослужащего мотострелковых войск, что позволяет в
короткие сроки овладеть знаниями и навыками, необходимыми для скорейшей адаптации
при призыве на военную службу и при поступлении в высшие учебные заведения
Минобороны России, Росгвардии, МВД России, МЧС России, ФСБ России.
Содержательную основу данной программы составляют знания об обороне
государства, составе и структуре Вооруженных Сил Российской Федерации. Программа
позволяет овладеть начальными элементами тактической, инженерной и технической
подготовки, приобрести практические навыки обращения с оружием, оказания первой
помощи на поле боя, действий в условиях радиационного, химического и биологического
заражения местности. Реализация данной программы позволит юношам получить
физическую и психологическую закалку.
Программа рассчитана на 35 часов, в рамках которых предусмотрены такие формы
работы, как теоретические, практические и комплексные занятия, беседы и встречи с
военнослужащими и ветеранами, показные занятия, экскурсии в воинские части, военно­
тактические и военно-спортивные игры.

Таблица 3
Структура программы курса внеурочной деятельности «Начальная военная
подготовка». Тематическое планирование
№
п/п

Тема

1

Тактическая
подготовка

2

Огневая
подготовка

Содержание темы
Базовый блок
1. Теоретическое занятие (1 ч). Основные виды
тактических действий.
Организационно-штатная
структура мотострелкового отделения (взвода).
2. Практическое занятие (2 ч). Основы действий
мотострелкового отделения в обороне и наступлении.
3. Практическое
занятие
(2
ч).
Действия
мотострелкового отделения в разведке.
4. Комплексное практическое занятие (2 ч). Действия
мотострелкового отделения в дозоре.
5. Классное занятие (1 ч). Виды, назначение
и тактико-технические характеристики стрелкового
оружия и ручных гранат Сухопутных войск.
6. Практическое занятие (1 ч). Общее устройство
автомата Калашникова и ручных гранат. Уход за
стрелковым оружием, его хранение и сбережение.
7. Практическое занятие
(1
ч).
Требования
безопасности
при
обращении
с оружием
и боеприпасами. Правила стрельбы из стрелкового
оружия и метания ручных гранат.
8. Практическое занятие (4 ч). Выполнение
упражнения начальных стрельб из стрелкового
оружия
и упражнения
в метании
учебно­
имитационных ручных гранат.

Колво
часов

7

7

3

Основы
технической
подготовки и связи

4

Инженерная
подготовка

5

Радиационная,
химическая и
биологическая
защита

6

Первая помощь
(Тактическая
медицина)

7

Общевоинские
уставы

8

Строевая
подготовка

9. Классное занятие (1 ч). Основные образцы
вооружения и военной техники Сухопутных войск.
10. Практическое занятие (1 ч). Боевое применение
беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
11. Практическое занятие (1 ч). Средства радиосвязи
отделения (взвода).
12. Комплексное практическое занятие (1 ч). Правила
ведения переговоров на средствах связи.
13. Практическое занятие (1 ч). Оборудование
позиции отделения. Последовательность отрывки
окопа для стрелка.
14. Практическое занятие (1 ч). Минно-взрывные
инженерные заграждения.
15. Практическое занятие (1 ч). Инженерная
разведка местности
16. Классное занятие (1 ч). Оружие массового
поражения. Ядерное, химическое и биологическое
оружие. Зажигательные смеси.
17. Практическое
занятие
(1
ч).
Средства
индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения. Оказание первой помощи при
поражении
ядерным,
химическим
и бактериологическим (биологическим) оружием.
18. Практическое занятие (1 ч). Основы ведения
радиационного и химического наблюдения, разведки
и дозиметрического контроля в подразделении.
19. Практическое занятие (1 ч). Оснащение для
оказания первой помощи раненым.
20. Практическое занятие (1 ч). Типы ранений
и способы оказания первой само- и взаимопомощи
при них.
21. Комплексное практическое занятие (1 ч).
Эвакуация раненых с поля боя
22. Классное занятие (1 ч). Военнослужащие
и взаимоотношения между ними. Общие обязанности
и юридическая ответственность военнослужащих.
23. Практическое занятие (1 ч). Внутренний порядок
в подразделении. Обязанности должностных лиц
суточного наряда по роте.
24. Классное занятие (1 ч). Организация и несение
караульной службы. Обязанности должностных лиц
караула.
25. Практическое занятие (1 ч). Общие положения
строевого устава. Строи отделения. Строевая стойка
и повороты на месте. Выполнение воинского
приветствия на месте.
26. Практическое занятие (1 ч). Строевые приёмы
в движении. Выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него.
27. Практическое занятие (1 ч). Строевые приёмы
с оружием.
28. Практическое занятие (1 ч). Строевые приёмы без
оружия на месте и в движении в составе взвода.

4

3

3

3

3

4

9

1

2

3

4

5

Основы
безопасности
воинской службы

29. Классное занятие (1 ч). Основные мероприятия по
обеспечению безопасности военной службы.

1

Итого:

35

Тематический блок (вариативный компонент «Патриотическое воспитание
и профессиональная ориентация»)
Структура органов
1. Беседа
(1
ч).
Структура
органов
государственной власти государственной власти Российской Федерации.
Российской Федерации. Права и обязанности гражданина, воинская
Права и обязанности
обязанность.
Взаимодействие
гражданина
гражданина, воинская
с государством
и обществом,
гражданские
обязанность
инициативы и волонтёрство.
Профессии будущего современная наука
2. Презентация (1 ч). Профессии будущего и высокие технологии
современная
наука
и высокие
технологии
в военной сфере,
в военной
сфере,
перспективные
военные
военные и гражданские специальности.
специальности
Гибридные войны
3. Беседа (1 ч). Гибридные войны и невоенные
и невоенные
конфликты в современном мире, противодействие
конфликты
негативным
тенденциям
в международных
в современном мире
отношениях.
Ратные страницы
истории Отечества.
4. Викторина (интеллектуальная игра) (1 ч).
Подвиг народа
Ратные страницы истории Отечества. Подвиг
в Великой
народа в Великой Отечественной войне 1941-1945
годов.
Отечественной войне
1941 - 1945 годов
Турниры по игровым
видам спорта.
5. Практические занятия (4 ч). Выполнение
Выполнение
нормативов ВФСК ГТО.
нормативов ВФСК ГТО
Итого:

1

1

1

1

4
8

Согласно Инструкции, учебные сборы могут проводиться на базе:
- учебно-методических Центров военно-патриотического воспитания молодежи типа
«Авангард» и/или «Патриот» (далее - Центр),
- соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов (далее - воинских частей).
При отсутствии возможности проведения сборов на базе воинских частей и Центров
- на базе военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений,
оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.
Организация учебных сборов при образовательных организациях, военно­
патриотических молодежных
и детских общественных объединениях может
осуществляться путем ежедневных выездов (выходов) в поле, на стрельбище (в тире), а
также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по программам учебных
сборов, согласованным с военным комиссаром.
Во время учебных сборов занятия, не связанные с выполнением упражнений стрельб,
проводят педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие
обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам
военной службы, и преподаватели учебных пунктов совместно с военнослужащими,
специально назначенными от закрепленных соединений (воинских частей).
Программа «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за
больными» предназначена для девушек, которые пожелают пройти военные сборы,

направлена на овладение набором универсальных навыков по спасению человеческой
жизни, включая навыки оказания первой помощи на месте происшествия и навыки ухода
за тяжело больным человеком.
Освоение программы позволит обучающимся приобрести жизненно важные навыки,
познакомит с профессией медицинского работника и поможет в профессиональном
самоопределении.

Таблица 4
Структура программы курса внеурочной деятельности «Первая помощь, основы
преподавания первой помощи, основы ухода за больным». Тематическое
планирование
№
п/п
1
2

Тема
Раздел 1. Оказание
первой помощи
Раздел 2. Обучение
оказанию
первой
помощи

3

Раздел 3. Основы
ухода за больным

4

Итоговый контроль

Содержание темы

Кол-во
часов

1. Практическое занятие по разделу 1 (8 ч).

8

2. Теоретическое занятие по разделу 2 (4 ч).
3. Практическое занятие по разделу 2 (12 ч).

16

Тема 1. Санитарно-эпидемиологический
режим
в медицинских организациях.
4. Теоретическое занятие (1 ч).
5. Практическое занятие (1 ч).
Тема 2. Измерение пульса и артериального
давления.
6. Практическое занятие (1 ч).
Тема 3. Основы ухода за тяжелобольными.
Гигиеническая
обработка
пациента.
7. Практическое занятие (2 ч).
Тема 4. Мониторинг пациента дома и в палате.
8. Теоретическое занятие (1 ч).
Тема 5. Этика и деонтология медицинского
работника.
9. Теоретическое занятие (1 ч).
10. Практическое занятие (4 ч).
Итого:

7

4
35

Объем программы достаточен для формирования, закрепления и развития
практических навыков. Программа рассчитана на 35 часов, в рамках которых
предусмотрены такие формы работы, как лекции, беседы, мастер-классы, практические
занятия, решения ситуационных задач, консультации педагога и психолога. Программа
рекомендована для реализации в течение одной учебной недели, занятия проводятся
ежедневно.
Кроме того, в Федеральной рабочей программе по ОБЖ (вариант № 1) для
обеспечения содержания программы учебных сборов отдельным разделом приведено
тематическое планирование учебных сборов в 10 классе в рамках изучения модуля
«Элементы начальной военной подготовки».

Таблица 5
Учебные сборы. Тематическое планирование ФРП по ОБЖ (вариант №1)
№
п/п

Тема

Содержание темы
Модуль «Элементы начальной военной подготовки»

Колво
часов

1

Строевая
подготовка

2

Огневая
подготовка

3

Тактическая
подготовка

4

Физическая
подготовка

5

Военно­
медицинская
подготовка

1. Строи и управление ими.
2. Строевые приёмы и движение без оружия.
3. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте
и в движении.
4. Выход из строя и возвращение в строй.
5. Подход к начальнику и отход от него.
6. Строи отделения.
7. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата
Калашникова.
8. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при
стрельбе.
9. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для
чистки и смазки.
10. Меры безопасности при обращении с автоматом
Калашникова
и
патронами
в повседневной
жизнедеятельности и при проведении стрельб.
11. Основы и правила стрельбы.
12. Ведение огня из автомата Калашникова.
13. Ручные осколочные гранаты.
14. Меры
безопасности
при
обращении
с ручными
осколочными гранатами.
15. Современный общевойсковой бой.
16. Инженерное оборудование позиции рядового бойца.
17. Способы передвижения в бою при действиях в пешем
порядке.
18. Элементы военной топографии.
19. Действия по сигналам оповещения.
20. Оказание первой помощи в бою.
21. Способы выноса раненого с поля боя.
22. Гимнастика и атлетическая подготовка.
23. Преодоление препятствий.
24. Ускоренное передвижение, лёгкая атлетика.
25. Комплексное учебно-тренировочное занятие.
26. Комплексное учебно-тренировочное занятие.
27. Комплексное учебно-тренировочное занятие.
28. Комплект индивидуальный медицинский гражданской
защиты КИМГЗ и использование его средств по назначению.
29. Назначение,
устройство,
комплектность,
подбор
и правила использования средств индивидуальной защиты
(противогаза и респиратора).
30. Назначение, устройство, комплектность, подбор и
правила использования средств индивидуальной защиты
(общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и лёгкого
защитного костюма (Л-1)).
31. Правила оказания первой помощи при ранениях.
32. Правила оказания первой помощи при ранениях верхних
и нижних конечностей.
33. Способы действий личного состава Вооружённых Сил
Российской
Федерации
в условиях
радиационного
загрязнения, химического и биологического заражения
окружающей среды.
34. Практическое занятие.
35. Практическое занятие.
Итого:

6

8

7

6

8

35

Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного
самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями
образовательных учреждений (начальниками учебных пунктов) совместно с военными
комиссарами и командирами соединений (воинских частей), на базе которых проводятся
учебные сборы.
Руководители и педагогические работники образовательных организаций,
осуществляющие обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их
подготовку по основам военной службы (преподаватель учебного пункта), совместно с
представителем военного комиссариата заблаговременно согласовывают с соединением
(воинской частью): время и порядок проведения занятий, количество граждан,
привлекаемых к проведению учебных сборов, пункты размещения обучаемых в районе
проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к
безопасности на занятиях и другие вопросы.
Таким образом, согласно Инструктивному письму, к 1 сентября 2023 г.
образовательные организации должны включить в образовательную программу среднего
общего образования федеральную рабочую программу по учебному предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности», предусмотрев обязательные модули по изучению НВП,
а также обязательное проведение 5-дневных учебных сборов в соответствии с
образовательной программой «Начальная военная подготовка» (учебные сборы по основам
военной службы).
При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет порядок
проведения учебных сборов, распределение часов в течение учебного года.
Вместе с тем ФГОС СОО предусматривает в структуре основной образовательной
программы соответствующего уровня общего образования (далее - ООП) две части:
обязательную и формируемую участниками образовательных отношений. Так, в части
ООП, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная
организация по своему усмотрению и с учетом специфики образовательной программы,
образовательных потребностей и интересов обучающихся, их родителей (законных
представителей), а также своих кадровых и материально-технических возможностей вправе
самостоятельно принять решение о включении в учебный план либо в план внеурочной
деятельности дополнительных учебных предметов и курсов, посвященных изучению
начальной военной подготовки.
Решениями федерального учебно-методического объединения по общему
образованию одобрены программы учебных курсов:
- «Основы военной подготовки» для уровня основного общего образования (протокол
от 28 сентября 2021 г. № 4/21). Предназначена для изучения в 5-9 классах, а также может
изучаться в 10-11 классах из расчета 1 час в неделю для каждой параллели. Кроме этого,
предусмотрено проведение в 10 классе практических полевых занятий (12 учебных дней в
соответствии с дополнительными образовательными программами и учебным планом).
Всего на изучение предмета за весь период обучения отведено 335 часов;
- «Основы военно-морской подготовки» для уровней основного общего и среднего
общего образования (протокол от 12 апреля 2021 г. № 1/21). На уровне основного общего
образования изучается на протяжении пяти лет из расчета 1 час в неделю для каждого
класса с 5 по 9 (всего 174 часа), на уровне среднего общего образования - на протяжении
двух лет из расчета 1 час в неделю для каждого класса с 10 по 11 класс (всего 69 часов).
Программы размещены на сайте «Реестр примерных основных общеобразовательных
программ» (https://fgosreestr.ru/).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».