программы (далее – ООП) соответствующего уровня общего образования, входящая в ее
содержательный раздел.
1.5. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и
мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются
должностной инструкцией педагогического работника.
1.6. Рабочая программа - документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения
применительно к целям основной образовательной программы соответствующего уровня
(начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования)
и возможностям конкретного учебного предмета, курса учебного плана/ плана внеурочной
деятельности в достижении этих целей.
Исключительное право на нее принадлежит работодателю.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований
ФГОС НОО и ФГОС ООО, локальных нормативных актов МБОУ Березовская СОШ.
2.2. Обязательные компоненты рабочей программы:
- пояснительная записка
- содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами,
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание
которых соответствует законодательству об образовании.
2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности, кроме перечисленного в
пункте 2.2 настоящего Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий.
2.4. Раздел «Пояснительная записка» включает:
- перечень нормативных правовых актов, регламентирующих разработку рабочей программы
учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности);
- цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности);
- место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности) в учебном
плане школы;
-УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного
модуля для педагога;
- УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного
модуля для обучающихся.
2.5. Раздел «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности) включает:
- краткую характеристику содержания учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности) по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГ’ОС НОО
и ФГОС ООО;
- метапредметные связи учебного предмета, курса;
- ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально).
2.6. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета/учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности)» конкретизирует соответствующий раздел Пояснительной
записки ООП соответствующего уровня общего образования исходя из требований ФГОС НОО и
ФГОС ООО. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке
их достижения обучающимися.
В разделе кратко фиксируются:
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата;
организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся (возможно
приложение тематики проектов);
система оценки достижения планируемых результатов (возможно приложение оценочных
материалов).
2.7. Раздел «Тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из
следующих граф:
наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися;
количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы;
информация об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать
при изучении каждой темы.
2.8. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов можно использовать
мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов.
2.9. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календарнотематического планирования учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности) на учебный год.
Раздел «Календарно-тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из
колонок:
- номер урока по порядку;
- номер урока в разделе/теме;
- наименование темы урока;
- дата проведения урока по плану;
- дата проведения урока фактически;
- Задания по ФГ (функциональной грамотности).
2.9. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. Отобразить
учет рабочей программы воспитания необходимо одним или несколькими способами из
предложенных ниже (по выбору педагога). Для этого необходимо внести в разделы рабочей
программы информацию о том, как учитель планирует использовать воспитательный
потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому
школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.
Примеры таких способов:
указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей
программе (добавить абзац);
оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программы
воспитания»;
оформить аналитическую справку о том, как учли в рабочей программе рабочую
программу воспитания, в виде приложения к рабочей программе предмета, курса, модуля;
указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание
учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» в
описании разделов/тем или отдельным блоком;
отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в отдельной
колонке таблицы тематического планирования (добавить графу и указать в ней
воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной
деятельности или описать воспитательный потенциал раздела или темы).
3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается педагогическим работником в соответствии с его
компетенцией.
3.2. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления
периода, на который разрабатывается рабочая программа:
рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год;
рабочая программа разрабатывается на период реализации ООП;
рабочая программа разрабатывается на срок освоения дисциплины (предмета, модуля,
курса) учебного плана или курса внеурочной деятельности.
3.3. Рабочая программа может быть разработана на основе:
- примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования в
части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля;
- примерной программы, входящей в учебно-методический комплект;
- авторской программы;
- учебной и методической литературы;
- другого материала.
3.4. Педагогический работник обязан представить рабочую программу на заседании
методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт
одобрения/неодобрения рабочей программы.
3.5. Рабочая программа утверждается в составе содержательного раздела ООП
соответствующего уровня общего образования приказом директора школы.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и (или) печатном варианте.
4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times
New Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со
всех сторон 1–3 см. Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств
Word. Листы формата А4. Таблицы встраиваются в текст, если иное не предусматривается
автором рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или
модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы.
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы.
Титульный лист не нумеруется.
4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
4.4. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в МБОУ Березовская СОШ в
течение всего периода ее реализации в месте, установленном директором школы.
4.5. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта
школы. В аннотации указываются:
название рабочей программы;
краткую характеристику программы;
срок, на который разработана рабочая программа;
список приложений к рабочей программе.
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ
о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части
корректировки содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в
приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего
образования.
приложение 1
Фрагменты рабочих программ, в которых учитывается программа воспитания
1. Учет воспитательного потенциала уроков в пояснительной записке к рабочей программе
по учебному предмету «История»
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной
картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость
для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его
культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по
основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа
России.
Учебный предмет «История» предметной области «Общественно-научные предметы» включает в
себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», изучается на уровне основного
общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9-х классах.
Изучение предмета как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано
на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский
язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика»,
«Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.
Воспитательный потенциал предмета «История» реализуется через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего
отношения к ней;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках;
дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
-…и т.д………………….
приложение 2
Учет рабочей программы воспитания
в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» в описании разделов или тем
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Наименование
Предметное содержание
Форма реализации
раздела
Язык. Речь. Речевая
деятельность
Общие сведения о
языке. Основные
разделы науки о
языке
Язык и речь. Речевое общение. Виды
речи (устная и письменная). Формы речи
(монолог, диалог, полилог).
Основные особенности разговорной
речи,
функциональных
стилей
(научного,
публицистического,
официально-делового),
языка
художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи
(рассказ,
беседа,
спор).
Коммуникативная
задача
научного
стиля. Жанры научного стиля и устной
научной речи (словарная статья, научное
сообщение, научное сообщение с
презентацией,
отзыв,
выступление,
тезисы, дискуссия, реферат, статья,
рецензия). Научно-популярный текст.
Язык
и
этикет
учебно-научной
дискуссии.
Сочинение
на
лингвистическую тему на основе
микроисследования.
Основные жанры публицистического
стиля (репортаж, заметка, статья,
интервью, очерк). Сочинение в жанре
заметки. Сочинение в жанре эссе.
Сочинение – трактовка понятия.
Коммуникативная задача в жанрах
официально-делового стиля. Основные
жанры
официально-делового
стиля
(заявление,
объявление,
расписка,
объяснительная записка, автобиография,
характеристика).
Художественный
стиль.
Язык
художественной литературы. Сочинение
на
основе
интерпретации
художественного текста. Сочинение на
лингвистическую тему на основе анализа
текста
Роль языка в жизни человека и общества.
Происхождение и развитие русского
языка. Функции языка. Язык как
средство коммуникации. Язык как
средство
и
способ
хранения
информации.
Язык
как
средство
воздействия на людей
воспитательного потенциала
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений,
использование
воспитательных
возможностей
раздела
через
подбор
соответствующих упражнений.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока
Привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений,
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе
Русский язык – национальный язык
русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык
межнационального общения. Русский
язык в современном мире. Русский язык
как развивающееся явление
Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, использование
воспитательных возможностей
раздела через подбор
соответствующих упражнений
Русский язык – язык русской
Применение на уроках
художественной литературы. Языковые
интерактивных форм работы с
особенности художественного текста.
обучающимися: дидактического
Основные изобразительнотеатра, где полученные на уроке
выразительные средства русского языка знания обыгрываются в
и речи, их использование в речи
театральных постановках.
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, Включение в урок игровых
олицетворение и др.)
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию
обучающихся к получению
знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока
приложение 3
Учет воспитательного компонента
в тематическом планировании
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «АЛГЕБРА» 7-Й КЛАСС
№ п/п
Тема/раздел
Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы
Повторение изученного в 6- м классе
Электронные
учебнометодические
материалы
1
Повторение изученного в 6- м
классе. Множество
рациональных чисел.
Сравнение рациональных
чисел. Числовые выражения
1
Электронные
учебник и
задачник
2
Способы решения числовых
выражений
1
3
Повторение. Понятие
уравнения и корня уравнения.
Решение уравнений
1
Форма реализации
воспитательного
потенциала темы
Использование
воспитательных
возможностей содержания
темы через подбор
соответствующих задач
для решения
Электронные Включение в урок игровых
учебник и
процедур для поддержания
задачник
мотивации обучающихся к
получению знаний
Электронные
Применение на уроке
учебник и
интерактивных форм
задачник.
работы с обучающимися:
Интерактивный
интеллектуальных игр,
урок РЭШ
стимулирующих
4
Алгоритмы действий над
рациональными уравнениями
1
Упражнения в
РЭШ
познавательную
мотивацию обучающихся
Применение групповой
работы или работы в
парах, которые учат
обучающихся командной
работе и взаимодействию с
другими обучающимися