Описание АОП УО

Описание адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АОП
УО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и на основе ФАОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения РФ
№1026 от 24.11.2022 г.
В МБОУ Березовской СОШ реализуется адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
соответствующая варианту ФАООП УО: с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5
по 9 класс и с 10 по 12 класс.
АОП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися,
так и индивидуально. Обязательной является организация специальных условий обучения
и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей
обучающихся.
В основу разработки АОП УО заложены дифференцированный и деятельностный
подходы. Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечествен-ной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании
строится на при-знании того, что развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется
характером организации доступ-ной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В основу АОП УО положены следующие принципы:
 принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся);
 принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего
раз-вития" с учетом особых образовательных потребностей;
 принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей
между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач;
 принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий,
адекватных способов поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
 принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах
обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
 принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными
предметами,
входящими
в
их
состав;

 принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
 принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
 принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
 принцип сотрудничества с семьей.
Структура АОП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в
соответствии с требованиями Стандарта. АОП УО имеет два варианта: АОП обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и АОП
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Каждый вариант АОП УО содержит дифференцированные требования к структуре,
результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как
общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных
обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от
выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места
проживания обучающегося, вида образовательной организации.
Для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополнительно
реализуется индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее ИП-РА) в части создания специальных условий получения образования. Определение
одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его
комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».