АОП УО

1

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная
основная
программа
образования
обучающихся
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа формирования базовых учебных действий
2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
2.3. Программа коррекционной работы
2.4. Программа внеурочной деятельности
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

с

3
легкой
7
7
10
10
13
13
13
16

Адаптированная основная программа образования обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
18
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
18
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
18
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
18
Приложение
Приложения к ООП НОО и ООО
(предметные образовательные программы, программы
внеурочной деятельности) см. на сайте школы https://berezovka.tomschool.ru/ )

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АОП УО)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на
основе ФАОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения РФ №1026 от 24.11.2022 г.
(Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г.,
регистрационный № 35850).
В МБОУ Березовской СОШ реализуется адаптированная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствующая
варианту ФАООП УО: с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс и с 10 по 12
класс.
АОП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП может быть
реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание АООП УО представлено учебно-методической документацией (федеральный
учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая
программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющей
единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так
и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая
форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при
необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
В основу разработки АОП УО заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с
учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется
характером организации
доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В основу АОП УО положены следующие принципы:
 принципы государственной политики Российской Федерации в области образования

(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся);
 принцип
коррекционно-развивающей
направленности
образовательного
процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего
развития" с учетом особых образовательных потребностей;
 принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей
между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных
задач;
 принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий,
адекватных способов поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
 принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах
обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
 принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими в их состав;
 принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
 принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
 принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
 принцип сотрудничества с семьей.
Структура АООП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в
соответствии с требованиями Стандарта. (6 Пункт 8 Стандарта).
АООП УО МБОУ Березовской СОШ имеет два варианта: адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее - АООП УО (вариант 1) и адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее - АООП УО (вариант 2).
Каждый вариант АООП УО содержит дифференцированные требования к структуре,
результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так
и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной
отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения,
наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной
организации.
В соответствии с требованиями Стандарта МБОУ Березовская СОШ создала для каждой
нозологической группы два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 и 2.
4

Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в
пролонгированные сроки образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием
и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
Для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополнительно
реализуется индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в
части создания специальных условий получения образования. Определение одного из
вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психологомедико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Цель: создать условия для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Основные задачи:
учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
беспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственноэстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
езультатов освоения АОП образования обучающимися с учетом их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
(интеллектуальными нарушениями).
Обучающаяся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает
образование по АОП (варианты 1), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к
моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не
имеющих ограничений здоровья.
Срок реализации программы - 12 лет: I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы; II этап ―
5-9 классы; III этап ― 10-11 классы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Развитие детей характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития.
Затруднения в психическом развитии обусловлены замедленным формированием условных связей,
тугоподвижностью нервных процессов. Интеллектуальные нарушения всех сторон психофизического
развития
ребенка:
мотивационно-потребностная,
социально-личностная,
моторно-двигательная;
эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь
и поведение.
В психики обучающихся отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной
активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и
переключаемостью. У обучающихся отмечена неточность и слабость дифференцировки зрительных,
слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, что приводит к
затруднению адекватности ориентировки детей в окружающей среде. Нарушение объема и темпа
восприятия, недостаточная его дифференцировка. Недоразвито словесно-логическое мышление.
Лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее
осознает и запоминает внутренние логические связи. Недостатки памяти проявляются не столько в
трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей
установления логических отношений полученная информация воспроизводится бессистемно, с большим
количеством искажений. В значительной степени нарушено произвольное внимание.
Отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, проявляется в недоразвитии всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической и синтаксической.
Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной
координацией мелких движений пальцев рук. Волевая сфера характеризуется слабостью собственных
намерений и побуждений, большой внушаемостью. Особенностями межличностных отношений является:
слабая мотивированность на установление межличностных контактов. Это выражается в гиперактивности,
вербальной или физической агрессии и т.п.
Особые образовательные потребности обучающейся
- непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных
областей, так и в процессе коррекционной работы;

5

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с
взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
- использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- формирование готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию через обучения
детей в среде других обучающихся.

6

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С
ЛЕГКОЙ
УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)
1. Целевой раздел
1.1. Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы Результаты
освоения АОП оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования. Освоение
обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам относятся:
1. Осознание себя как гражданина России;
2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания и
уме-ния, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
АОП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня
отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению
ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает
минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству
учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с
согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Далее представлены предметные результаты по предметным областям в соответствии
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной
области "Язык и речевая практика" на конец обучения (IX класс)
7

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предметной области "Математика" на конец обучения (IX класс)
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предметной области "Естествознание" на конец VI класса
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной
области "Естествознание" на конец обучения (IX класс)
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной
области "Человек и общество" на конец обучения (IX класс)
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предметной области "Физическая культура" на конец обучения (IX класс)
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предметной области "Технология" на конец обучения (IX класс)
1.2.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения АООП УО (вариант 1).
Задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание
оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов,
условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся,
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых
учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ФАООП УО (вариант 1),
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности
общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной
компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью оценке
подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико ориентированных задач и обеспечивающими
формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу
этих результатов. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно
качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка осуществляться на основании оценки результатов на основе
мнений членов школьного ПМПК. Для полноты оценки личностных результатов учитываются мнение
родителей (законных представителей).
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития
обучающегося (дневник наблюдений).

Программа оценки личностных результатов
Критерий
Параметры оценки
Владение навыками коммуникации сформированность навыков
и принятыми ритуалами
коммуникации со взрослыми
социального взаимодействия (то
есть самой формой поведения, его
социальным рисунком), в том числе
с использованием
информационных технологий

Индикаторы
способность инициировать и
поддерживать коммуникацию с
взрослыми
способность применять адекватные
способы поведения в разных
ситуациях
способность обращаться за

8

сформированность навыков
коммуникации со
сверстниками

владение средствами
коммуникации
адекватность применения
ритуалов социального
взаимодействия

помощью
способность инициировать и
поддерживать коммуникацию с
взрослыми
способность применять адекватные
способы поведения в разных
ситуациях
способность обращаться за
помощью
способность использовать
разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации
способность правильно применить
ритуалы социального
взаимодействия согласно ситуации

в) систему бальной оценки результатов;
г) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например,
Карта индивидуальных достижений обучающегося) и результаты всего класса (например, "Журнал
итоговых достижений обучающихся класса");
д) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
е) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающейся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Оценку предметных результатов начинается со второго полугодия II-го класса, т. е. когда у ребенка будут
сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.
Во время обучения в первом дополнительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого
полугодия II-го класса для поощрения и стимулирования работы ученицы, используется только
качественная оценка.
Предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные»
(правильность выполнения задания). По критерию полноты предметные результаты оцениваться как
полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции
наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по
словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных
видов помощи.
Виды заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные,
практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Показатель оценивания верно выполненных заданий к общему объему: «удовлетворительные»,
«хорошие», «очень хорошие» (отличные).
Соотношение с оценками: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35%
до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
По завершению реализации АОП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний: первое ―
комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения
(литературного чтения), математики и основ социальной жизни; второе ― оценка знаний и умений по
выбранному профилю труда. Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не
зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность
обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе
интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося
(«было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности Учреждения осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в
рамках аттестации педагогических кадров. Предметом оценки является текущая оценочная деятельность
педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений обучающейся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

9

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной
шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке
итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное
влияние на формирование жизненных компетенций.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в
форме двух испытаний:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского
языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Процедура аттестации в МБОУ Березовской СОШ – защита проекта (поделка или презентация поделки).
Оценка результатов деятельности МБОУ Березовской СОШ осуществляется в ходе ее аккредитации, а
также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП УО (вариант 1) с учетом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального,
муниципального); условий реализации ФАООП УО (вариант 1); особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность школы и
педагогических работников, и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной
организации.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Рабочие программы по учебным предметам соответствуют федеральным рабочим
программам ФАОП УО
2.2. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий (далее ― программа формирования БУД)
реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным
и предметным результатам освоения программы. Программа формирования БУД реализуется в
процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности,
формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования. БУД обеспечивают
становление учебной деятельности ребенка в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
Цель: формирование основ учебной деятельности, которые обеспечивают подготовку к
самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной
деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Сформированность базовых учебных действий определяется на момент завершения обучения школе.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности к дальнейшей трудовой деятельности;
- обеспечение целостности развития личности обучающейся.
Состав и характеристика базовых учебных действий
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика,
понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе
интереса к его содержанию и организации.

10

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с
взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе
обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических
операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций,
которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют
основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является
показателем их сформированности.
V-IX классы
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости
за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в
общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к
осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

Личностные
учебные действия

БУД

Перечень учебных действий
6-12 год обучения
Осознанно выполнять обязанности ученика, члена
школьного коллектива, пользоваться соответствующими
правами

Учебный предмет
Основы социальной
жизни,
Обществоведение
Этика

гордиться школьными успехами и достижениями как Русский язык
собственными, так и своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения Русский язык Чтение
литературы, музыки, живописи и др. уважительно и
бережно относиться к людям труда и результатам их

11

деятельности
бережно относиться к культурно
историческому наследию родного края и страны понимать
личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в
современном обществе

Познавательные

Регулятивные учебные
действия

Коммуникативные учебные действия

активно включаться в общеполезную
деятельность
осознанно относиться к выбору профессии

социальную Профильный труд

Основы социальной
жизни
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в Природоведение
природе и обществе
Биология
вступать и поддерживать коммуникацию в разных Русский язык Чтение
ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных, Математика
трудовых, бытовых и др.
дифференцированно
использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в
коммуникативных ситуациях с учетом специфики
участников (возраст, социальный статус, знакомый
незнакомый и т.п.) использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач
использовать разные источники и средства получения
информации
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач, в том числе информационные
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать Основы социальной
его, признавать возможность существования различных жизни, Этика
точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных
и
практических
задач,
осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления осознанно
действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение
окружающих осуществлять самооценку и самоконтроль в
деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль
и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность

Русский язык Чтение,
Природоведение
Биология, География
Математика Основы
социальной
жизни
Мир
Истории
отечества
Обществоведение
Этика,
Музыка
Изобразительное
искусство
Профильный
труд,
Физическая культура
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его Чтение Математика,
временно пространственную организацию Русский язык,
Природоведение
Биология, География
использовать логические действия (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий, закономерностей, при чинно следственных
связей) на наглядном, доступном вер бальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями применять начальные
сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (при родных, социальных,
существенные связи и отношения между объектами и
процессами культурных, технических и др.) в соответствии

Основы социальной
жизни Мир истории
История
отечества
Обществоведение
Этика

12

с содержанием конкретного учебного предмета и для
решения
познавательных
и
практических
задач
использовать в жизни и деятельности некоторые меж
предметные знания, отражающие доступные
Для оценки сформированности каждого действия используется, следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс
выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях
способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в
определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой
ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения
каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину
сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку
процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

2.3.
Рабочая программа воспитания АОП УО (вариант 1) соответствует рабочей
программе ООП ООО, т.к. обучающиеся учатся инклюзивно в соответствующих классах.
2.4. Программа коррекционной работы
Цель коррекционной работы - комплексное психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в
условиях образовательного процесса, направленного на освоение АОП, преодоление и/или ослабление
имеющихся недостатков в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:
 выявление особых образовательных потребностей, обусловленных структурой и глубиной имеющихся
нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи;
 организация индивидуальных и групповых занятий;
 реализация системы мероприятий по социальной адаптации;
 оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их
воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы.
Принцип непрерывностипроведение коррекционной работы на всем протяжении
обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип сотрудничества с семьей.
Коррекционная работа проводится:
― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного
процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная
простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
― в рамках внеурочной деятельности (коррекционно-развивающие и логопедические занятия,
занятия ритмикой);
― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
1. Диагностическая работа - выявление особенностей развития и здоровья.
 психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления особых
образовательных потребностей: развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении

13

содержанием образования и потенциальных возможностей; развития эмоционально-волевой сферы и
личностных особенностей обучающихся;
 определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ученика;  мониторинга динамики развития;
 анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных
мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
 сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование,
интервьюирование),  наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
 беседы с учащимися, учителями и родителями,
 изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
 оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и
др.). 2. Коррекционно-развивающая работа включает:
 составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно
с педагогами),
 организация внеурочной деятельности,
 организация и проведение индивидуальных занятий по психокоррекции, необходимых для
преодоления нарушений развития ребенка,
 развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
 социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа включает:
 психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и
обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных ученика,
 консультативную помощь семье.
4. Информационно-просветительская работа включает:
 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей ребенка,
 психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной
психолого-психологической компетентности.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов школы с организациями и органами государственной власти,
связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки,
трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Социальное партнерство – взаимодействие школы с ЦДОД, ДК д.Березовка, общественными
организациями и другими институтами общества.

Диагностика

План коррекционной работы
методика
«Анкета оценки школьной
мотивации и адаптации»

классы
5-6

Методика «Дерево»

5-9

Методика «Социометрия»
Морено

5-9

Методика по ХанинуСтамбулову

5-9

Опросники личности
Кэттела А.М. Прихожан
Методика «САН»
Ю.Л.Ханина

6-8
9

цель
Изучение уровня
школьной мотивации

сроки
сентябрь

Изучение уровня
октябрь
эмоционального
комфорта в классе
Изучение
ноябрь
социометрического
статуса
Изучение уровня
ноябрь февраль
эмоционального контакта
с учителем
Изучение эмоциональной
сферы особенностей
Февраль
Апрель

14

Коррекционная
работа
Информационнопросветительская

Тест опросник
В.В.Столина

родители

Методика «Уровень
тревожности» А.М.
Прихожан
Методика «Дерево»

5-6

Методика «Дерево»

5-6

Программа развития
эмоционально-личностной
сферы

5-9

Программа общения для
подростков
Консультирование
Беседы «Как вести себя в
школе» «Мои внутренние
враги и друзья» «Как
найти друзей» «Как
общаться с родителями»
«Как бороться с ленью»
«Вредные привычки»
Родительские собрания
«Психологические
особенности развития
детей», «Мой особенный
ребенок»

5-6

Группо
вые
7-9

5-9
5-6
7-9

5-6
7-9

Изучение особенностей
детско-родительских
отношений
Изучение уровня
школьной тревожности

Февраль

Итоговая диагностика
эмоционального
благополучия
Итоговая диагностика
эмоционального
благополучия

май

Развитие и коррекция
эмоциональноличностной сферы

Ноябрьдекабрь

март

май

Февраль-март
Развитие и коррекция
коммуникативной сферы
поведения
Педагоги, родители
Профилактика
негативных явлений в
детской среде

сентябрь-май
В течение года
В течение года

Информирование и
профилактика
трудностей

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом
индивидуальных пробелов в их развитии. Коррекционные занятия проводятся от 15 до 20 минут,
индивидуальные и групповые (в маленьких группах из двух-трех обучающихся), укомплектованных на
основе сходства корригируемых недостатков.
Планируемые результаты коррекционной работы
Универсальные компетенции:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального
благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего здоровья;
- умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного
феномена;
- умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей
тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и
укрепления личного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска
нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения
значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
- обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами,

15

соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом
индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального
здоровья во всех его проявлениях;
- управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью
сохранения эмоционального благополучия.
Программы курсов коррекционно-развивающей области соответсвуют ФАОП УО (вариант1)

Логопедические занятия
Психо-коррекционные занятия
Ритмика
2.5. Программа внеурочной деятельности
Цель: обеспечить дополнительные условия для развития интересов, склонностей, способностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их
свободного времени.
Основные задачи:
звития ребенка;

в достижении результата;

общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной
организации;
детьми в решении общих проблем;
витие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им.
Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проводится: ― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию
образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп
обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в
обучении); ― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных
и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); ― в
рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Учебный план разработан на основе Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября
2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой

16

участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей каждого обучающегося через введение курсов
коррекционно-развивающей области.
Содержание коррекционно-развивающей области
учебного
плана
представлено
коррекционными
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными) и ритмикой. Продолжительность занятий определяется индивидуально в
соответствии с заключением ТПМПК в групповой или индивидуальной форме).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности предоставляют
обучающимся возможность выбора в соответствии с планом внеурочной деятельности начального
общего образования.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных
областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей каждого обучающегося через введение
курсов коррекционно-развивающей области. Содержание коррекционно-развивающей области
учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психо-коррекционными)
и ритмикой. Продолжительность занятий определяется индивидуально в соответствии с заключением
ТПМПК в групповой или индивидуальной форме).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 5 часов в неделю из часов внеурочной
деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности предоставляют обучающимся
возможность выбора в соответствии с планом внеурочной деятельности начального общего образования.

17

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (2023– 2024 уч. год) (ФГОС УО вариант 1)
для обучающихся 8 класса по адаптированной основной
общеобразовательной программе с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )
инклюзивное обучение I вариант
№

Предметные области

Учебные предметы

Количество детей
Обязательная часть
1

Количество часов в
неделю
8
2

Русский язык

4

Чтение
(Литературное чтение)
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык (английский)
Второй иностранный язык
(немецкий)
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История отечества
Мир истории
Основы социальной жизни
(Обществознание)
География
Физика
Химия
Биология
Природоведение
Музыка
Изобразительное искусство
Адаптивная физическая культура

4

Язык и речевая практика
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Родной язык и родная литература

Иностранный язык
Математика и информатика

Человек и общество

Естественно научные предметы

Искусство
Физическая культура и Основы
безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности
жизнедеятельности
Профильный труд

Технология
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5дневной учебной неделе
ОБЖ
Предельно допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе
Итого по учебному плану
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)
Групповые занятия с психологом
- индивидуальные занятия с психологом
«Я познаю себя»
Внеурочная деятельность Нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное
«Азбука здоровья»
Россия - мои горизонты
«Читаю в поисках смысла» (совершенствование читательской
грамотности)
«Разговоры о важном»
(годовой цикл классных часов 34 ч.)

0
0
3
1
2
2
2
2
2
7
29
1
1
30
30
6
в течение года по
плану психолога
4
1
1
1
1

Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 25 мин.
План внеурочной деятельности соответствует плану внеурочной деятельности, календарный

18

учебный график, календарный план воспитательной работы, система условий реализации АОП
соответствуют ООП ООО.

Календарный учебный график.
Календарный учебный график составляется с учетом мнений участников образовательных отношений,
региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и
определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при
получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам
учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей
(триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций. При
составлении календарного учебного графика учитываются различные подходы при составлении графика
учебного процесса и системы организации учебного года: четвертная, триместровая, биместровая,
модульная.
5-ти дневная учебная неделя

Календарный учебный график МБОУ Березовской СОШ
на 2023-2024 учебный год
5 – 9 класс
Начало учебного года – 01.09.2023 г.
Окончание учебного года при условии полного освоения общеобразовательной программы для
5-9 классов - 23 мая 2023 г (с учетом прохождения государственной итоговой аттестации)
Сроки учебного времени
с 01 сентября по 27 октября 2023 г.,
8 учебных недель
с 7 ноября по 29 декабря 2023 г.,
8 учебных недель
с 9 января по 22 марта 2024 г.,
1 класс - 10 учебных недель
2 – 4 классы - 11 учебных недель

с 1 апреля по 24 мая 2024 г.
7 учебных недель (в 1-4 классах)
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
165 календарных дней
во 2-4 классах - 34 учебные недели;
170 календарных дней

Сроки каникулярного времени
1 четверть
с 28 октября по 6 ноября 2023 г. (включительно),
10 календарных дней
2 четверть
с 30 декабря 2023 г
по 8 января 2024 г.
(включительно),
9 календарных дней
3 четверть
с 23 марта по 31 марта 2024 г. (включительно),
9 календарных дней
Дополнительные каникулы для обучающихся 1
класса
с 12 по 18 февраля 2024 г.,
7 календарных дней
4 четверть
с 25 мая 2024 г.
Продолжительность каникул в течение учебного
года
составляет
30
календарных
дней.
Дополнительные каникулы для обучающихся 1
класса - 9 календарных дней.

Продолжительность учебной недели – для 5- 9 классов шесть учебных дней.
Сменность занятий – одна смена.
Начало учебных занятий в понедельник – 9 часов 00 минут
Продолжительность урока – 40 минут для обучающихся 5-9 классов.
Промежуточная аттестация проводится без прекращения образовательного процесса
для обучающихся 5 – 8 классов с 03 мая 2024 по 22 мая 2024 г
Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
19

План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом особенностей
развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Участникам
образовательных отношений предоставляется право выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения
программы общего образования;
2) развитие навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной
среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа
жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и деятельности
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться,
руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
6) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся с учетом
намеченных задач внеурочной деятельности и воспитательного процесса. Все ее формы представляются в
деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При
выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип образовательной
организации, особенности, в том числе нозологические характеристики контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их
учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их
содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и
культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение.
Предлагаемые направления внеурочной деятельности являются для МБОУ Березовской СОШ общими
ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной
деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности
функционирования, психолого-педагогические и нозологические характеристики обучающихся, их
потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности
и их организации могут привлекаться родители (законные представители) как законные участники
образовательных отношений.
Направления и цели внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление
знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа
жизни.
2. Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся формах в процессе совместной
деятельности по выполнению проектов.
3.
Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной
коммуникативной грамотности, культуры общения.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных
творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации,
драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной
деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые
формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и
навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
педагогический работник непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие
при изучении разных предметов.

20

7. Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может
проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения
(организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный
комплекс, музей, театр.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой
работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя, социальные
педагоги, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, библиотекарь).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в части создания
условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную,
техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и
дополнительного образования строится на использовании единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной
педагогический работник, ведущий класс, завуч, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Содержание и виды деятельности обучающихся по всем направлениям плана адаптируется с учетом их
особенностей и особых образовательных потребностей, реализуются в доступной для обучающихся с
умственной отсталостью форме.
Реализация АООП УО (вариант 1) и АООП (вариант 2) обеспечивается созданием в
образовательной организации кадровых, финансовых, материально-технических условий.
Реализация АООП УО (вариант 1) и АООП (вариант 2) обеспечивается педагогическими, руководящими
и иными работниками, имеющими профессиональную подготовку, соответствующую квалификационным
требованиям, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования", утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н
(зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) с изменениями,
внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован
Минюстом России 1 июля 2011 г., регистрационный № 212240), в профессиональных стандартах "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденном приказом Минтруда России от 18 октября
2013 г. № 544н (зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 г. регистрационный № 30550) с
изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 5 августа 2016 г. № 422н (зарегистрирован
Минюстом России 23 августа 2016 г. регистрационный № 43326), от 25 декабря 2014 г. № 1115н
(зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2015 г., регистрационный № 36091), "Педагог-психолог
(психолог в сфере образования)", утвержденном приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н
(зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2015 г., регистрационный № 38575); "Специалист в
области воспитания", утвержденном приказом Минтруда России от 10 января 2017 № 10н
(зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный № 45406); "Ассистент
(помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями
здоровья", утвержденном приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. № 351 н (зарегистрирован
Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный № 46612).
В объем финансового обеспечения реализации АООП УО (вариант 1) включаются затраты на оплату
труда педагогических работников с учетом специальных условий получения образования обучающимися с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (части 2, 3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Материально-технические условия реализации АООП УО (вариант 1) должны обеспечивать
возможность достижения обучающимися установленных Стандартом и федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г.,
регистрационный № 35847) требований к результатам (возможным результатам) освоения ФАООП УО
(вариант 1).

21

Календарный план воспитательной работы.
Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для образовательных
организаций.
Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и
внеурочной деятельности.
Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной
работы проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым
направлениям воспитания и дополнительного образования обучающихся.
Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей образовательной программы, а также
возрастных, физиологических и психо-эмоциональных особенностей обучающихся, с умственной
отсталостью.
При разработке плана учитываются: индивидуальные планы классных руководителей; рабочие
программы учителей по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам,
модулям; план, рабочие программы учебных курсов, занятий внеурочной деятельности; планы органов
самоуправления в общеобразовательной организации, ученического самоуправления, взаимодействия с
социальными партнерами согласно договорам, соглашениям с ними; планы работы психологической
службы или школьного психолога, социальных педагогических работников и другая документация,
которая должна соответствовать содержанию плана.
. Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане
воспитательной работы Организации дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с
памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами
Организации, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,
перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации,
методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования.
Возможно построение плана по основным направлениям воспитания, по календарным периодам
(месяцам, четвертям, триместрам или в иной форме).
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов
внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День снятия блокады Ленинграда, День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря
смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;

22

21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».