Аннотации к рабочим программам 10-11, ФОП 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение МБОУ Березовская СОШ
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана
основной образовательной программы среднего общего образования
(10-11 классы)
2023 – 2028 учебный год
Рабочие программы составлены в соответствии с Федеральной образовательной программы среднего общего образования (утверждена приказом
Минпросвещения РФ от 18.05.2023 г. №371).

Предмет

Аннотация к рабочей программе

Русский язык
(ФРП)

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и
функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей,
умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно
важных для человека областях.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный
уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и
высшего образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления,
памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержании
программы выделяется три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка на ступени среднего общего образования отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
«Русский язык (базовый уровень)» УМК авторов Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. (ФРП)

Литература
(ФРП)

Федеральная рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст.2424) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ - начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать
и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены
этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к
учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования. В 10-11 классах на изучение
учебного предмета «Литература» (базовый уровень) отводится 204 часа:
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
«Литература (базовый уровень)» составлена на основе УМК автора Лебедева Ю.В 10 кл, 11 кл под редакцией Журавлева
В.П.

Литература
(углубленный
уровень)

Рабочая программа по литературе для обучения на углублённом уровне среднего общего образования составлена
на основе Требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17 05 2012 г № 413, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г.№ 637-р).
Основу содержания литературного образования в средней школе на углублённом уровне составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала
ХХI века, расширение литературного контента, углубление восприятия и анализ художественных произведений
в историко-литературном и историко-культурном контекстах, интерпретация произведений в соответствии с
возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским
опытом.
Литературное образование на углублённом уровне в средней школе преемственно по отношению к курсу
литературы в основной школе и сопрягается с курсом литературы, изучаемым на базовом уровне. В процессе
изучения литературы в старших классах происходит углубление и расширение межпредметных связей с курсом
русского языка, истории и предметов художественного цикла, с разными разделами филологической науки и
видами искусств на основе использования как аппарата литературоведения, так и литературной критики, что
способствует формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру,
развитию умений квалифицированного читателя, способного к глубокому восприятию, пониманию и
интерпретации произведений художественной литературы.

История
(ФРП)

В рабочей программе учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ —
начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной
литературы.
Углублённое изучение литературы осуществляется в соответствии с учебным планом гуманитарного профиля с
ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности обучающихся. Предмет «Литература» в
средней школе на углублённом уровне преемственен по отношению к предмету «Литература» в основной школе
и основан на базовом курсе литературы. На изучение литературы в 10—11 классах основного среднего
образования (углубленный уровень) отводится 340 часов:
● 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).
Федеральная рабочая программа по истории на уровне сред­ него общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит не­ посредственному применению при реализации обязательной
части ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение истории на ступени среднего общего образования (базовый уровень) отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
«История (базовый уровень)» Мединский В.Р., Торкунов А.В. (ФРП)

История
(углубленный
уровень)

Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом федеральной
рабочей программы воспитания.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

Обществознание
(ФРП)

На ступени среднего общего образования предполагается расширение задач по следующим параметрам:
● углубление социализации обучающихся, формирование гражданской ответственности и социальной
культуры, адекватной условиям современного мира;
● освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX—XXI вв.;
● воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и
народами, в духе демократических ценностей современного общества;
● формирование исторического мышления, то есть способности рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое —
настоящее — будущее»;
● работа с комплексами источников исторической и социальной информации, развитие учебно-проектной
деятельности; в углубленных курсах — приобретение первичного опыта исследовательской
деятельности;
● расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности (сопоставление различных версий
и оценок исторических событий и личностей, определение и выражение собственного отношения,
обоснование позиции при изучении дискуссионных проблем прошлого и современности);
● развитие практики применения знаний и умений в социальной среде, общественной деятельности,
межкультурном общении;
● в углубленных курсах — элементы ориентации на продолжение образования в образовательных
организациях высшего образования гуманитарного профиля.
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» учебным планом
гуманитарного профиля на углубленном уровне в 10—11 классах. На изучение истории на ступени среднего
общего образования (углубленный уровень) отводится 272 часа:
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к
служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,

вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136 часов. Учебным планом на изучение
обществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
«Обществознание (10 кл- углубленный, 11 кл базовый уровень)» составлена основе УМК под редакцией Л. Н.
Боголюбова (ФРП)

Обществознание
(углубленный
уровень)

География
(ФРП)

Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования1, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня реализует принцип преемственности рабочих
образовательных программ основного общего и среднего общего образования и ориентирована на расширение и
углубление содержания, представленного в рабочей программе по обществознанию базового уровня.
Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума
различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных институтов. В
основу отбора и построения учебного содержания положен принцип много дисциплинарности
обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление
теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного
получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с
адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций. Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися
широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.
В соответствии с учебным планом социально-экономического профиля обществознание на углублённом уровне
изучается в 10 и 11 классах. Общее количество времени на два года обучения составляет 272 часа (136 часов в
год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет:
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования - предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о

динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах
взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по
2 часа в 7, 8 и 9 классах.
«География базовый уровень)» УМК авт.-сост. М.И. Подболотова, Н.Е. Бургасова (ФРП)

География
(углубленный
уровень)

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
(ФРП)

Программа по географии среднего общего образования на углублённом уровне составлена на основе Требований
к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (углублённый
уровень), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (ФГОС СОО), а также на основе характеристик планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, соответствующих федеральной рабочей программе
воспитания, с учётом Концепции развития географического образования в Российской Федерации.
Программа на углублённом уровне по географии нацелена на достижение обучающимися предметных
результатов освоения основной образовательной программы по географии на углублённом уровне в
соответствии с ФГОС СОО. Программа включает требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения образовательных программ и разработана с учётом Концепции развития географического
образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 .12 .2018 г. В программе отражены содержание, объём
и порядок изучения курса географии на углублённом уровне с целью профессионального самоопределения.
Содержание программы углублённого уровня среднего общего образования по географии отражает взаимосвязь
и взаимообусловленность природных, социально-экономических процессов и явлений, ориентируется на
потребности с одной стороны, в географической грамотности населения, с другой — в подготовке будущих
специалистов различного географического профиля.
На ступени среднего общего образования на изучение географии на углубленном уровне в соответствии с
учебным планом социально-экономического профиля отводится 204 часа:
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС
СОО, федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Программа обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании учебного предмета
ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в
области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; предполагает

освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация,
экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными
потребностями личности, общества и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«Предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
Модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Модуль №2 «Безопасность в быту»
Модуль №3 «Безопасность на транспорте»
Модуль №4 «Безопасность в общественных местах»
Модуль №5 «Безопасность в природной среде»
Модуль №6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Модуль №7 «Безопасность в социуме»
Модуль №8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль №9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и
здоровья населения».
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1 час в
неделю) в 10—11 классах.
Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра
обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134
от 24 02 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» организуются учебные
сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней продолжительностью 35 часов.
«Основы безопасности жизнедеятельности» УМК А.Т.Смирнова

Английский язык

Рабочая программа среднего общего образования по иностранному (английскому) языку (базовый уровень) составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 05 2012 № 413 с изменениями,
внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 12 2014 № 1645, от 31
12 2015 № 1578, от 29 06 2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 09
2020 № 519, от 11 12 2020 № 712), основной образовательной программой среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28.06.2016 г. № 2/16) с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения

основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания, представленных
в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку (одобрено решением ФУМО от 12 04
2021 г , Протокол №1/21), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представлен- ной в федеральной рабочей программе
воспитания (одобрено решением ФУМО от 12 06 2020 г ).
Рабочая программа учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его лингвистических
особенностей и структуры русского языка обучающихся, межпредметных связей иностранного (английского)
языка с содержанием других общеобразовательных предметов, изучаемых в 10—11 классах, а также с учётом
возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе для старшей ступени средней
общеобразовательной школы предусмотрено дальнейшее совершенствование сформированных иноязычных
речевых умений обучающихся и использование ими языковых средств, представленных в примерных рабочих
программах начального общего и основного общего образования, что обеспечивает преемственность между
этапами общего образования английскому языку. При этом содержание примерной программы среднего общего
образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания обучающихся
заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств,
предметным содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими
особенностями обучающихся 16—17 лет.
Рабочая программа предмета «Второй иностранный язык (английский)» для гуманитарного профиля реализуется
на основе УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
(авторы О.В. Афанасьева, Д. Дули и др.). К завершению обучения в средней школе планируется достижение
учащимися 11 класса уровня подготовки по английскому языку по четырем коммуникативным компетенциям –
аудировании, чтении, письме и говорении, соответствующего уровню В1/В2.
На ступени среднего общего образования на изучение предмета “Английский язык” в гуманитарном профиле
отводится 204 часа (3 часа в неделю).
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11 классов
Математика
Рабочая программа по
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
предмету «Алгебра и
образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
начала математического традиций российского образования Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
анализа», Алимов Ш.А., составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного,
Колягин Ю.М., Ткачева личностного и познавательного развития личности обучающихся.
М.В. «Геометрия»
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в
Л.С.Атанасян,
Российской Федерации» В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в
В.Ф.Бутузов
частности, предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний,
«Вероятность и
необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе.
статистика» (ФРП)

Математика
(углубленный
уровень)

Основные линии содержания курса математики в 10-11 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия»
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика».
Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо
одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать
определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач»
относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне
среднего образования.
Настоящей рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трёх
учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а
элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов. В учебном плане на изучение
математики в 10—11 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350
учебных часов:
● 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» углублённого уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультуного,
личностного и познавательного развития личности обучающихся.
Основные линии содержания курса математики в 10—11 классах углублённого уровня: «Числа и вычисления»,
«Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа»,
«Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и
статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не
независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая
составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и
содержательные линии. Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования требование «умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; умение формулировать обратное и
противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической
индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность

Информатика

рассуждений» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам
обучения на уровне среднего общего образования.
В учебном плане технологического и социально-экономического профилей на изучение математики в 10—11
классах на углублённом уровне отводится 8 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 560
учебных часов.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего, а также Федеральной программы
воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь на
общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития,
которые включают в себя:
● понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной
области;
● умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария
данной предметной области;
● осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных
связей с другими областями знания.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно основной
образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11
классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю) в гуманитарном, естественно-научном и
социально-экономического профилей.
«Информатика (базовый уровень)» составлена на основе УМК Босовой Л.Л. (ФРП)

Информатика
(углубленный
уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на углублённом уровне составлена на основе Требований
к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Результаты углублённого уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы на получение
компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области,
так и в смежных с ней областях, которые включают в себя:
— овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область,
распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные
подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;
— умение решать типовые практические и теоретические задачи, характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области;
— наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий),
основных связях со смежными областями знаний.

Биология

Биология
(углубленный
уровень)

В рамках углублённого уровня изучения информатики обеспечивается целенаправленная подготовка выпускников
средней школы к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, непосредственно
связанным с цифровыми технологиями.
Углублённый уровень изучения информатики рекомендуется для технологического профиля, ориентированного
на инженерную и информационную сферы деятельности. Углублённый уровень изучения информатики
обеспечивает: подготовку учащихся, ориентированных на специальности в области информационных
технологий и инженерные специальности; участие в проектной и исследовательской деятельности, связанной с
современными направлениями отрасли ИКТ; подготовку к участию в олимпиадах и сдаче ЕГЭ по информатике.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно рабочей
программе среднего общего образования на изучение информатики на углублённом уровне в технологическом
профиле 10–11 классов отводится 272 часа учебного времени (4 часа в неделю):
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.1 .2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного
предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учётом приоритетного значения
знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии
с этим в структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как
наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая
система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и
присущие им закономерности».
На её изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах гуманитарного, социальноэкономического и технологического профилей.
«Биология (базовый уровень)» Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. (ФРП)

Рабочая программа среднего общего образования по биологии (углублённый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного
предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Биология» углублённого уровня изучения (10—11 классы) является одним из компонентов
образовательной области «Естественные науки». Согласно положениям ФГОС СОО, профильные учебные
предметы, изучаемые на углублённом уровне, являются способом дифференциации обучения на старшей
ступени школы и призваны обеспечить преемственность между основным общим, средним общим, средним
специальным и высшим образованием. В то же время каждый из этих учебных предметов должен быть
ориентирован на приоритетное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, связанных с

Физика

Физика
(углубленный
уровень)

профориентацией обучающихся и стимулированием интереса к конкретной области научного знания, связанного
с биологией, медициной, экологией, психологией, спортом или военным делом.
Структура программы учебного предмета «Биология» отражает системно-уровневый и эволюционный подходы
к изучению биологии, согласно которым изучаются свойства и закономерности, характерные для живых систем
разного уровня организации, эволюции органического мира на Земле, сохранения биологического разнообразия
планеты. В 10 классе изучаются основы молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития,
генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии; актуализируются знания обучающихся по
ботанике, зоологии, анатомии, физиологии человека В 11 классе изучаются эволюционное учение, основы
экологии и учение о биосфере.
Программа составлена с учётом количества часов, отводимого на изучение предмета «Биология» учебным
планом на углублённом уровне в естественно-научном профиле 10—11 классов. Программа рассчитана на
проведение 3 часов занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Общее число
учебных часов за 2 года обучения составляет 204 часов, из них 102 часа (3 часа в неделю) в 10 классе, 102 часа
(3 часа в неделю) в 11 классе.
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень изучения предмета)
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(ФГОС СОО), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания
учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11
классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным
результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование
представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в
современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных
явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 136 часов за два года обучения
по 2 часа в неделю в гуманитарном, социально-экономическом профилях 10 и 11 классов.
«Физика» (базовый уровень)» УМК авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский (ФРП)
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (углублённый уровень изучения
предмета) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (ФГОС СОО), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции

Химия

преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы.
Данная программа определяет обязательное предметное содержание, устанавливает примерное распределение
учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов
учебного предмета с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся. Программа даёт представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Физика» на углублённом уровне.
Изучение курса физики углублённого уровня позволяет реализовать задачи профессиональной ориентации,
направлено на создание условий для проявления своих интеллектуальных и творческих способностей каждым
учащимся, которые необходимы для продолжения образования в высших учебных заведениях по различным
физико-техническим и инженерным специальностям В программе определяются планируемые результаты
освоения курса физики на уровне среднего общего образования: личностные, метапредметные, предметные (на
углублённом уровне). Научно-методологической основой для разработки требований к личностным,
метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу среднего общего образования
на углублённом уровне, является системно-деятельностный подход.
Учебным планом предусмотрено изучение физики в объёме 340 часов за два года обучения: 5 часов в неделю в
технологическом профиле 10 и 11 классов.
Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы» и основных положений федеральной рабочей
программы воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе химического образования,
реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают
государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения
предмета учащиеся познакомятся с основами органической химии. Получат базовые представления о
номенклатуре, изомерии, способах получения и химических свойствах органических соединений различных
классов. Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с различными областями применения органических
веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы — «Органическая
химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы
базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической
химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения
всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.

На ступени среднего общего образования на изучение химии отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в
гуманитарном, социально-экономическом и технологическом профилях 10 и 11 классов.
«Химия (базовый уровень)» УМК автор О.С.Габриелян (ФРП)

Химия
(углубленный
уровень)

Физическая
культура

Рабочая программа среднего общего образования по химии (углублённый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29 12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы» и федеральной рабочей программы воспитания.
В соответствии с концептуальными положениями ФГОС СОО о назначении предметов базового и углублённого
уровней в системе дифференцированного обучения на завершающей ступени школы (10—11 классы) учебный
предмет «Химия» на уровне углублённого изучения направлен на реализацию преемственности с последующим
этапом получения химического образования в рамках изучения специальных естественно-научных и химических
дисциплин в вузах и организациях среднего профессионального образования. В этой связи изучение предмета
«Химия» ориентировано преимущественно на расширение и углубление теоретической и практической
подготовки обучающихся, выбравших определённый профиль обучения, в том числе с перспективой
последующего получения химического образования в средних специальных и высших учебных организаций.
Составляющими предмета «Химия» на уровне углублённого изучения являются углублённые курсы —
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия». В естественно-научном профиле 10-11 классов
изучение предмета предусмотрено в объёме учебной нагрузки не менее 3 часов в неделю соответственно 204 часа
за два года обучения.
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных
организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через
конкретное содержание.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в средней
общеобразовательной школе, составляет 204 часа (3 часа в неделю), из которых 136 часов (2 часа в неделю)
отводятся на реализацию программы инвариантных модулей. На вариативные модули отводится 68 часов из
общего объёма (1 час в неделю). Вариативные модули рабочей программы, включая и модуль «Базовая
физическая подготовка», могут быть реализованы за счет часов внеурочной деятельности, в форме сетевого
взаимодействия с организациями системы дополнительного образования.
«Физическая культура» составлена основе УМК В.И.Лях, А.А.Зданевич

Индивидуальный
проект

Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и
умений учебноисследовательской и проектной деятельности. Предметные результаты: - знание основ методологии
исследовательской и проектной деятельности; - структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы;
- навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; - умение составлять
индивидуальный план исследовательской и проектной работы; - выделять объект и предмет исследовательской и
проектной работы; - определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; - работать с различными
источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки,
составлять библиографический список по проблеме; - выбирать и применять на практике методы исследовательской
деятельности адекватные задачам исследования; - оформлять теоретические и экспериментальные результаты
исследовательской и проектной работы; - рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы; - наблюдать
за биологическими, экологическими и социальными явлениями; - описывать результаты наблюдений, обсуждения
полученных фактов; - проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты; - проводить измерения с
помощью различных приборов; - выполнять письменные инструкции правил безопасности; - оформлять результаты
исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов
На изучение курса выделено: 10 класс – 34ч., 11 класс- 34ч.

Элективный курс
(русский язык)
«Законы сочинения»

Цель курса: Подготовить учащихся к выполнению задания с развернутым ответом (часть «С» задание 27); Познакомить
учащихся с требованиями, предъявляемыми к сочинению, критериями его оценки; Обучить приемам работы с
художественным и публицистическим текстами; Отработать практические навыки для выполнения задания с
развернутым ответом (часть «С»); Обучить приемам анализа текстов разных стилей и типов речи. Планируемые
результаты: разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений; на конкретных примерах видеть особенности
каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга; анализировать тексты различных жанров (художественного и
публицистического): Выявлять проблему предложенного текста; Комментировать авторский замысел; Выявлять позицию
автора Уметь аргументировать свою точку зрения. Создавать на основе проанализированного текста собственное связное
высказывание, писать сочинение-рассуждение с учётом требований, предъявляемых к нему.
На изучение курса выделено: 10 класс – 34ч., 11 класс- 33ч
Цель курса - создать условия для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных
знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Направление курса – углубленное изучение избранных тем ЕГЭ
по математике.
На изучение курса выделено: 10 класс – 17ч., 11 класс- 33ч.
Цель: формирование более глубокого представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях,
взаимосвязях для успешной сдачи ЕГЭ Предметные результаты: понимание побудительной роли мотивов в деятельности
человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов
общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание
особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в
современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание
значения трудовой деятельности для личности и для общества; знание новых возможностей для коммуникации в
современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки

Элективный курс
(математика)
«Избранные вопросы
математики»
Элективный курс
«Обществознание»

необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе
выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. ценностные ориентиры, основанные на
идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношениях к человеку, его правам и свободам как к высшей
ценности; на стремлении к укреплению исторически сло жившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семенных
традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу
страны перед нынешним и грядущими поколениями.
На изучение курса выделено: 10 класс – 17ч., 11 класс- 17ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».