АОП НОО

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) ……………………………………………………………………3
2. Целевой раздел ………………………………………………………………………………….4
3. Содержательный раздел
2.1 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
задержкой психического развития …........................................................................................….7
2.2. Программа коррекционной работы ……………………………………………………..….10
4. Организационный раздел
4.1. Учебный план…………………………………………………..………………………….......14

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Описание адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АОП НОО) конкретизирует
требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и разработана на основе ФАОП НОО, утвержденной
приказом Минпросвещения РФ №1023 от 24.11.2022 г.
АОП НОО имеет вариант:
- АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);
(далее - АООП НОО ЗПР) разработана на основании Федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденной Министерством Просвещения Российской Федерации,
приказ от 24 ноября 2022 г. N 1023. Она предназначена для сопровождения деятельности
образовательной организации по созданию условий для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - АООП НОО) и отражает требования федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ)
предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ).
Каждый вариант АОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он
адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. АОП НОО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части
создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической
помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР предназначена для сопровождения деятельности
образовательной организации по созданию условий для организации учебно-воспитательного
процесса обучающихся с ЗПР. Она разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
данной ФАОП НОО.
Адаптированная основная образовательная программа является учебно-методической
документацией (учебные планы, календарный учебный график, рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания,
календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание образования обучающихся с ЗПР, получающих начальное общее
образование, планируемые результаты освоения образовательной программы с учетом
особенностей психофизического развития данной группы обучающихся.
Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации
разработать следующие варианты АООП НОО для обучающихся с ЗПР:
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Каждый вариант АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные
требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или
отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности ЗПР,
места проживания обучающегося и вида организации.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части
создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП
НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных
по результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.
Структура АОП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
3

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения
обучающимися с ЗПР начального общего образования; систему оценки достижения планируемых
результатов освоения АОП НОО.
Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования
обучающихся с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов:
- федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей;
- программу формирования УУД;
- программу коррекционной работы; программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения АОП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ к результатам освоения программы начального общего образования.
Программа формирования УУД содержит: описание взаимосвязи УУД с содержанием
учебных предметов; характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД
обучающихся.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права
и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Содержание организационного раздела каждого варианта АОП НОО представлено учебнометодической документацией (учебный план, календарный учебный график, календарный
план воспитательной работы)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
АООП НОО для обучающихся с ЗПР предназначена для сопровождения деятельности
образовательной организации по созданию АООП НОО и отражает вариант конкретизации
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Каждый вариант АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные
требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или
отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности ЗПР,
места проживания обучающегося и вида организации.
АОП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АО-ОП
НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулиро-ванных
по результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР: обеспечение выполнения требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
4

 формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
 достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР,
целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния
здоровья;
 становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
 создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;

обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
 выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию
их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы,
организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и других соревнований;
 использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
 предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоятельной
работы;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей)
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды деревни.

Вариант 7.2, предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки
получения начального общего образования составляют 5 лет.
Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса);
- комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов эмоционального
развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом" предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
групп обучающихся с ЗПР;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
5

окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Планируемые результаты
Все наполнение программы начального общего образования (содержание и планируемые
результаты обучения) подчиняется современным целям начального образования, которые
представлены во во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных, метапредметных
и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему
миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности
(осознание ее социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных,
коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных
предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АОП НОО
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений
обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и
педагогических кадров. Оценка результатов освоения обучающимися АОП НОО (вариант 7.1)
ЗПР (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями
ФГОС НОО.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, ее
содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения
обучающимися АОП НОО.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов. Оценка личностных достижений может
осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых
разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных
особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с ЗПР в
овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки
метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих
основных формах:
- достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения
специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня
6

сформированности конкретного вида УУД;
- достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная
основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебнопрактических задач средствами учебных предметов;
- достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения
комплексных заданий на межпредметной основе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Оценку этой группы результатов начинается со 2-го класса, то есть в тот период, когда у
обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.
Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся и они смогут ее
организовывать под руководством учителя.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего образования
должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на
основании положительной индивидуальной динамики.
2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей (вариант 7.2) соответствуют требованиям в ФГОС НОО и
ФОП НОО, ФАОП НОО обучающихся с ЗПР.
2.1. Программа формирования УУД (вариант 7.2)
Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного
подхода и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего
образования обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей за счет
развития УУД, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путем освоения
обучающимися с ЗПР знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам
коррекционно-развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как
производные отсоответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются,
применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся.
Качество усвоения знаний, умений и навыков определяется освоением УУД.
Ценностными ориентирами начального общего образования выступают:
- формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- адекватного использования компенсаторных способов для решения различных
коммуникативных задач;
- опоры на опыт взаимодействия со сверстниками;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и
7

стремления следовать им;

ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины,
совести) как регуляторов морального поведения;

личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;

восприятия "образа Я" как субъекта учебной деятельности;

внутренней позиции к самостоятельности и активности;

развития эстетических чувств;

развитие умения учиться на основе:

развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания
и творчества;

формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:

формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе и к
окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к
своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;

формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
 формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в
частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты
труда других людей.
Функциями УУД выступают:
 обеспечение обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять процесс учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
 создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и
эффективного усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе
изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области;
 оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством
формирования УУД;

обеспечение преемственности образовательного процесса.
Программа формирования УУД направлена на формирование у обучающихся личностных
результатов, а также регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
Личностные результаты включают:
- внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе,
ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
"хорошего ученика";
- мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- ориентацию на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, на понимание
оценок учителей, сверстников, родителей (законных представителей);
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;
- установку на здоровый образ жизни и ее реализацию в реальном поведении и поступках;
- ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных
видах деятельности;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
8

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
- овладение доступными видами искусства.
Регулятивные УУД представлены следующими умениями:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку педагогических работников, других
обучающихся, родителей (законных представителей) и других людей;

адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов
деятельности; различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок,

использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и
учебной деятельности;

осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.
Познавательные УУД представлены следующими умениями:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию),
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роль
зрения;
- владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД представлены следующими умениями:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
- научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для
решения различных коммуникативных задач;
9

- использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.
На уровне начального общего образования формирование УУД осуществляется на таких
предметах, как "Русский язык", "Литературное чтение", "Английский язык", "Математика",
"Окружающий мир (человек, природа, общество)", "Музыка", "Изобразительное искусство",
"Технология (труд)", "Физическая культура" и на коррекционных курсах. Каждый учебный
предмет раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
2.2.

Программа коррекционной работы

Цель программы
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексной помощи
обучающимся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ЗПР и их социальная адаптация.
Направления работы:
Диагностическая работа, коррекционно-развивающая
информационно-просветительская работа.

работа,

консультативная

работа,

Содержание направлений работы
Диагностическая работа
№

Направления работы

3.

Определение уровня актуального и зоны
ближайшего развития обучающегося с ЗПР,
выявление его резервных возможностей

Специалисты,
ответственные
за
реализацию направления
педагог-психолог,
классный руководитель
(логопед)
педагог-психолог,
классный руководитель
(логопед), медицинские
работники
педагог-психолог,
классный руководитель
(логопед)

1

Диагностика отклонений в развитии и анализ
причин трудностей адаптации; обследование
устной и письменной речи.
Комплексный сбор сведений о ребёнке на
основании диагностической информации от
специалистов разного профиля

4.

Наблюдение за развитием эмоциональноволевой сферы и личностных особенностей
обучающихся
Изучение социальной ситуации развития и
условий семейного воспитания ребёнка
Изучение адаптивных возможностей и уровня
социализации ребёнка с ЗПР

педагог-психолог,
классный руководитель
сентябрь-май
зам. директора по УВР, сентябрь - май
классный руководитель
педагог-психолог,
I полугодие
классный руководитель

2.

5.
6.

за педагог-психолог,
классный руководитель
(логопед), ПМПк
коррекционно- зам. директора по УВР,
классный руководитель
(логопед),
педагогпсихолог

Сроки
сентябрь
сентябрь - май

конец
каждой
четверти (октябрь,
декабрь, март, май)

7.

Системный разносторонний контроль
уровнем и динамикой развития ребёнка

сентябрь-май

8.

Анализ
успешности
развивающей работы

конец каждой
четверти (октябрь,
декабрь, март, май)

Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающие занятия:
1. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, по формированию звуковой и смысловой
стороны речи и занятиями коррекционной направленности. Цель индивидуальных и групповых
логопедических занятий - преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на

10

уроках лингвистического и общеобразовательного курсов.
2. Индивидуальные и групповые логопедические занятия, направленные на развитие мелкой моторики,
памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения.
Консультативная работа
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников
образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов
и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды,
печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса –
обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.

План реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
Направление
Срок
Результат
Информационно
– сентябрь - - оценка контингента обучающихся для учета особенностей их
аналитическая
октябрь
развития, определения специфики их особых образовательных
деятельность
потребностей;
- оценка образовательной среды с целью соответствия
требованиям программно – методического обеспечения,
материально – технической и кадровой базы
Организационно
– Весь год
- специально организованный образовательный процесс,
исполнительская
имеющий коррекционно – развивающую направленность;
деятельность
- планирование, организация и проведение индивидуальных и
групповых коррекционно – развивающих занятий детей с ЗПР
Контрольно
– Апрель - -констатация соответствия созданных условий и выбранных
диагностическая
май
коррекционно
–
развивающих
программ
особым
деятельность
образовательным потребностям ребенка с ЗПР.
Регулятивно
– май
- - внесение необходимых изменений в образовательный процесс
корректировочная
июнь
и процесс сопровождения детей с ЗПР;
деятельность
- корректировка условий и форм обучения, методов и приемов
работы.

Система психолого-медико-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает:
- диагностику логопедическую, психологическую, педагогическую, социальную, медицинскую;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности
обучения;
- конкретную психологическую, педагогическую и логопедическую помощь ребенку
- социальное обследование: сбор и обработка информации о семье и жилищных условиях обучающихся;
- медицинское обследование.
Благоприятные социально-педагогических условия:
- обучение в первую смену;
- пятидневная рабочая неделя;
- горячее питание, обеспечение учебниками;
- просторный кабинет с игровой зоной;
- соблюдение режимных моментов (прогулка, динамические паузы).
Логопедическое
Цель логопедического сопровождения: выявление и преодоление нарушений в развитии устной и

11

письменной речи
Перечень
мероприятий
Диагностическое
обследование
Логопедические
занятия.

Консультации для
родителей
и
учителей.
Консультации для
родителей

Содержание
Изучение актуального уровня речевого развития по Фотековой Т.А.
Экспресс-диагностика.
Развитие всех сторон речи:
устранение
дефектов
звукопроизношения
(воспитание
артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
- развитие фонематического слуха (способность осуществлять
операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую
оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные
действия по дифференциации фонем и установлению звуковой
структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексического словаря учащихся
с ОНР; - формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи; - развитие общей и мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания.
- развитие коммуникативности, успешности в общении.
Как помочь ребенку дома, на уроке. Подготовка документации для
прохождения ПМПК.
Ознакомление с результатами диагностики. Взаимодействие школы и
семьи.

План
реализации
Сентябрь.
Май.
В
течение
года.

По запросу в
течение года.
В
течение
года.

Психологическое: Цель психологического сопровождения (коррекционную работу проводит
педагог-психолог): осуществлять коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной,
познавательной, поведенческой) сферы ребенка..
Перечень мероприятий
Содержание
План реализации
Внеклассные занятия, ролевые и
дискуссионные игры
Беседа с родителями
Внеклассные занятия, эмоциональносимволические и когнитивные методы.
Диагностика. Познавательные и
регулятивные УУД.
Беседы с классным руководителем и
родителями.

Формирование у ребенка адекватной
установки в отношении учебного процесса
Предоставление результатов диагностики
эмоционального состояния ребенка и
отношения к школе.
Развитие социальных и коммуникативных
умений.
Система представлений, уровень развития
саморегуляции, уровень
сформированности совместных действий.
Результаты диагностики УУД.

Первая четверть
Первая четверть
Вторая четверть.
Третья четверть.
Третья четверть и
четвертая четверть.

Педагогическое: Цель педагогического сопровождения: обучить навыкам выполнения учебных
заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации (классный руководитель).
Перечень мероприятий
Содержание
План реализации
Диагностическая
деятельность

Изучение готовности ребенка к школе
Проверка уровня сформированности УУД
Наблюдение за обучающимися и их семьями

1 класс – сентябрь
Апрель В течение
года

Педагогическая деятельность
Внеурочная деятельность

Уроки, классные часы
Внеклассные мероприятия, проекты

В течение года
В течение года

Медицинское: Цель лечебно-оздоровительного сопровождения (осуществляет медицинский работник):
формировать привычки здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических
заболеваний, сотрудничество с родителями в вопросах медицинского сопровождения (классный
руководитель).

12

Перечень мероприятий

Содержание

План реализации

Организационные
мероприятия

Антропометрические исследование (измерение веса,
роста, остроты зрения, обследование кожи и на
педикулез) Проверка листов здоровья Рассаживание
обучающихся
Контроль физической нагрузки на уроках физкультуры

Сентябрь
Раз в четверть
Начало года
Раз в полугодие В
течение года

Социальное: Цель социально-правового сопровождения (осуществляет заместитель по ВР, классный
руководитель): знакомить обучающихся с правами и основными свободами человека, развивать у
обучающихся навыки социальной компетенции и правового поведения.
Перечень мероприятий
Содержание
План реализации
Социальный паспорт.
Включение родителей в воспитательный
процесс
Социально-педагогическая диагностика
анкетирование, тестирование,
наблюдение, анализ документов
Пропаганда здорового образа жизни в
семье как необходимого условия
успешной социализации (беседы с
родителями)

изучение семьи
Организация общешкольных
мероприятий с привлечением
родителей.
Своевременное оказание
социальной помощи.

Сентябрь октябрь
по мере необходимости

Выработка способности у
обучающихся к самостоятельной
организации здорового образа
жизни, развитие нравственных,
духовных, физических навыков.

В течение учебного
года.

В течение года по мере
необходимости.

Мониторинг динамики развития обучающихся и корректировка коррекционных
мероприятий
Работа психолого-медико-педагогический консилиума относится к системе психологического мониторинга.
Он позволяет интегрировать психологические, педагогические и медицинские подходы к построению
индивидуализированного обучения с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика. ПМПк
принимает решение о построении системы коррекционных мероприятий.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными
коррекционными
курсами:
"Коррекционно-развивающие
занятия
(логопедические
и
психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные
и (или) индивидуальные занятия). Программы курсов соответствуют ФАОП НОО для
обучающихся с ЗПР.
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекцион-ные)". Логопедические занятия
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекцион-ные)". Психокоррекционные занятия
Коррекционный курс "Ритмика"

13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план уровня начального общего образования для детей с задержкой
психического развития (вариант 7.2)
Пояснительная записка к учебному плану 1 класса на 2023-2024 учебный год
Учебный план разработан на основе приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022
г. N 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Учебный план ориентирован: 1 класс – 2 обучающихся вариант 7.2
Учебный план состоит из двух частей: из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений распределена на предмет
«Физическая культура», 1 час.
№

1
2
3
4
5

6

7
8

Предметные
области

Учебные
предметы

1

Обязательная часть
Кол-во обуч-ся с ОВЗ ЗПР
Русский язык
Русский язык и
литературное
Литературное
чтение
чтение
Иностранный
Иностранный
язык
язык (английский)
Математика и
Математика
информатика
Обществознание и Окружающий мир
естествознание
("окружающий
мир")
Основы
Основы
религиозных
религиозных
культур и
культур и
светской этики
светской этики
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство

9

Технология

Технология

10

Физическая
культура

Адаптивная
физическая
культура

Количество часов в год
2
3

итого
4

2
5

2
5

5

5

4
20

4

4

4

4

16

2

6

-

2

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

-

-

-

1

1

1

1

4

1

1

1

4

1

1

1

4

2

8

2

Итого

20

22

22

23

87

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений при 5дневной учебной неделе
Адаптивная физическая культура
Допустимая недельная нагрузка при 5дневной учебной неделе
Итого по учебному плану
Учебные недели
Всего часов
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область):

1

1

1

0

3

23

1
23

23

3
90

1
21

90
33
693
3

34
782

34
782

34
782

135
3039

14

коррекционно-развивающая область
Коррекционно-развивающие занятия
Ритмика
Логопедические
Психокоррекционные занятия:
Развитие познавательной сферы
Развитие эмоционально-личностной
сферы
Развитие коммуникативной сферы и
социальная интеграции
Развитие навыков социального поведения

7
в течение года (согласно годовому плану психолога)
1
1
5
2
1
1
1

Минимальное количество часов, отведенных в учебном плане на преподавание каждого образовательного
компонента, рассчитано из расчета – 34 учебных недели. Учебный план ориентирован на 5-дневную
учебную неделю.
Учебная нагрузка обучающихся не превышает объема максимально допустимой нагрузки, установленной
СанПиН – 23 часа.
Продолжительность учебной нагрузки для обучающихся – 40 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 20 мин. Групповые коррекционно –
развивающие занятия с обучающимися ОВЗ проводятся во внеурочное время.

План внеурочной деятельности соответствует плану внеурочной деятельности,
календарный учебный график, календарный план воспитательной работы,
система
условий
реализации
АОП
соответствуют
ООП
НОО.

15

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».