Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная общеобразовательная программа (далее –
АОП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная
для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию.
АОП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела:
целевой, содержательный и организационный.
Данная образовательная программа разработана на
основе:
- Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на
2012 - 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761;
- Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ
от19.12.2014г. №1598);
- Примерной
адаптированной основной общеобщеобщеобразовательной программы начального общего
образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Реестр примерных основных
общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской
Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методичесого объединения по
общему образованию (протокол от 22 декабря
- нормативно-методической
документации Министерства просвещения РФ и других нормативно-правовых актов в
области образования.
Цель программы: создать условия для
обеспечения выполнений требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредствам
создания для максимального обеспечений удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР, обеспечивающих овладение учебной
деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Задачи:
- организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
- создание
атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе
сотрудничества и принятия особенностей каждого;
- формирование у
детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
- адаптация
содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для
освоения ребенком с ОВЗ;
- сохранение и
укрепление здоровья обучающихся;
- организация
взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Основным средством реализации системного подхода в образовании учащихся ТНР
(ВАРИАНТ 5.2) является включение речи на всех этапах учебной деятельности
учащихся.
Психолого-педагогическая
характеристика обучающейся с ТНР
У обучающихся наблюдается нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов
восприятия и произношения фонем. Несформированность произношения звуков
выражена в: отсутствии, заменах смешении, искаженном произнесении(не
соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Нарушения звукослоговой
структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости
как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается
недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие
впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком
уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся
важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. В
грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Наряду с расстройствами устной речи отмечаются
разнообразные нарушения чтения и письма. Симптоматика нарушений письма и чтения
проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках как на уровне
текста, предложения, так и слова. Отмечается недостаточная устойчивость
внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно
сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает
продуктивность запоминания.