Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Описание адаптированная
образовательная программа начального общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее -
АОП УО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и на основе ФАОП ООО, утвержденной приказом
Минпросвещения РФ №1026 от 24.11.2022 г.
В МБОУ Березовской СОШ реализуется адаптированная
общеобразовательная про-грамма обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соответствующая варианту ФАООП УО: с 1 по 4
класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс и с 10 по 12 класс.
АОП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию. АОП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и индивидуально. Обязательной является организация
специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и
особых образовательных потребностей обучающихся.
В основу разработки АОП УО заложены дифференцированный и
деятельностный подходы. Дифференцированный подход предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на при-знании того, что развитие
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
школьного возраста определяется характером организации доступ-ной им
деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В основу АОП УО положены следующие принципы:
·
принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся);
·
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного
процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его
"зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных
потребностей;
·
принцип практической направленности, предполагающий установление
тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных
задач;
·
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у
обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или
плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
·
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
·
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными
областями и учебными предметами, входящими в их состав;
·
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
·
принцип учета особенностей психического развития разных групп
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
·
принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
·
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
·
принцип сотрудничества с семьей.
Структура АОП УО включает целевой, содержательный и
организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта. АОП УО имеет
два варианта: АОП обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и АОП обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Каждый вариант АОП УО содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации.
Для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность,
дополнительно реализуется индивидуальная программа реабилитации или абилитации
инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения
образования. Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.